Михаил Щеглов: "Русский вопрос" в Татарстане - сколько веревочке не виться..."
Татарстан, 21 февраля, 2013, 15:20 — ИА Регнум. После принятия в июне 1990 года Декларации о государственном суверенитете РСФСР, того же захотели в ряде российских регионов. Несомненным форвардом "парада суверенитетов" стал Татарстан, где депутаты Верховного совета приняли свою Декларацию о суверенитете в августе того же 1990-го. До сих пор республика живёт под знаком суверенитета, хотя на деле уже достаточно давно не имеет его. Считаю, что следует подвести некий итог.
Тезис об отсутствии реальной суверенности Татарстана, как и самой татарстанской государственности сегодня не станут оспаривать даже безоглядные поборники независимости республики, регулярно требующие ее на митингах в Казани. Могут возразить, но я отмечу, что государствообразующий потенциал татарского народа за прошедшие 22 года мог быть реализован в исчерпывающей мере, причём в условиях, когда республикой управляли одни татары. Тем не менее, за это время реальных признаков суверенитета у Татарстана не прибавилось, наоборот, остались только атрибуты, вроде только что утвержденного текста гимна республики.
При этом абсолютное большинство татар не видели и не видят Татарстан вне России и без русских. Исходя из этих реалий и надо бы вырабатывать стратегию дальнейшей гармоничной жизни общества. Но вместо этого руководство делает всё, чтобы сохранить искусственные признаки суверенного государства - от президентского титула руководителя, кабинета министров и посольств до простой технической проблемы решения русского "языкового вопроса", которая, к сожалению, все усугубляется.
Ещё 10 лет назад в журнале АНКО ("Актуальное национально-культурное обозрение") я писал, что национальная культура может служить эффективным средством регулирования баланса интересов различных национальных групп в гражданском обществе и гармоничного развития, и что в части русской культуры и её сбережения в Татарстане этим должна заниматься не Москва, а прежде всего - местная власть. Но за последние годы ситуация в Татарстане резко обострилась. В первую очередь, это касается активности исламистов в республике, требующих создания халифата и проводящих свои акции на улицах, появления ваххабитского подполья и вооруженных боевиков, которые заявили о себе терактами в июле 2012 года.
Одновременно вскрылись факты этнической дискриминации (скандал с погорелицей из Муслюмовского района
На этом фоне всю республику потрясло резонансное преступление, совершенное уроженцем Узбекистана, - изнасилование и убийство восьмилетней девочки
Отдельным важным пунктом стоит "языковая проблема". Тут можно напомнить и про массовые обращения с просьбами увеличить объёмы преподавания русского языка в школах, и про митинги "за русский язык", и про уголовное преследование русских родителей за нежелание принудительно учить своих детей татарскому. Рискну предположить, что этот принцип является для части татарстанской, а точнее, татарской элиты, правящей в республике, своеобразным маркером, "моментом истины", способствует ликвидации застарелых комплексов и служит символом национально-исторического реванша.
Конечно, вопрос сохранения татарского языка важен, но вряд ли его можно сохранить насильно, да еще за счет русских и русскоязычных жителей, которых в республике примерно половина. Вроде бы уже все ясно - государственного суверенитета не вышло. Так зачем настаивать на государственном статусе татарского языка? Ну не станут все в Татарстане поголовно учить детей татарскому и русскому с колыбели. Исходя из этого очевидно, что изучение татарского языка нужно стимулировать в его естественной среде сбережения и развития - среди татар. Разумеется, никто не против, чтобы его изучение поощрялось среди других жителей. Но поощрялось! А не насильно вбивалось в головы.
Точно также нужно помогать татарской нации сохранять её язык, культуру, традиции в других регионах и странах, например, с помощью НКА, дающих массу возможностей. Именно помогать. В Татарстане же это превращается в обязаловку, а сами речи ответственных чиновниках напоминают сводки с театра боевых действий.
"Усилиями руководства республики нам удалось отстоять в законе (об образовании РФ - М.Щ.) практически все базовые нормы законодательства"... Это из речи министра образования
И хотя на той же коллегии прозвучало, что возможность дополнительного изучения как русского, так и татарского языков будет предоставлена за счет средств государства, и что "с 1 сентября все учителя русскоязычных групп должны перейти на "коммуникативные технологии" обучения татарскому языку", мне с трудом верится, что для желающих русскоязычных школьников объёмы татарского языка снизят до достаточного (по мнению экспертов МОиН РФ) коммуникативного уровня 2 часа в неделю, а с произведениями классиков татарской литературы им разрешат знакомиться в русском переводе.
Уже несколькими днями позднее Фаттахов подчеркнул, что и "выпускники детских садов должны говорить на обоих государственных языках... это основной (выделение - моё - М.Щ.) показатель эффективности нашей деятельности".
Не случайно перезревшая "языковая" проблема в Татарстане вызывает сейчас чуть ли не истерическую реакцию в лагере националистов. Взять хотя бы Фандаса Сафиуллина, который в своей недавней статье с красноречивым заголовком "Отстаньте!" и эпиграфом "Собака лает, караван идёт" обвинил 15000 русскоязычных родителей, обратившихся к президенту Минниханову по языковой проблеме, в провокации, шантаже и намёках на возможный срыв Универсиады-2013. Поскольку ответа родителям от
Однако в духе "отстаньте от татарского языка и президента Татарстана" (читай "с вашим русским языком"?) проблему не одолеть. И президенту Минниханову придётся ее решать - ведь в республике живут не только татары, а сам он президент не только татар. Только чем позднее, тем больше вероятности, что решение придёт из федерального центра, поскольку Татарстан все же не "мусульманская" и не "татарская республика", а часть общей для всех Родины - России, как бы это не резало кому-то слух.
Пока же складывается впечатление, что в парламенте Татарстана напрягают все силы, чтобы срочно создать свой закон "Об образовании" - с допустимыми натяжками по отношению к федеральному и максимумом положений, соответствующих прежнему местному языковому и образовательному законодательству... Однако сколько верёвочке ни виться, конец ей будет. Такова народная мудрость.
Михаил Щеглов, председатель Общества русской культуры Казани, кандидат технических наук