Предварительные итоги прошедших 18 февраля президентских выборов в Армении позволяют сделать несколько основополагающих выводов:

1. Наш прогноз месячной давности о том, что выборы президента пройдут в условиях серьезной конкуренции, целиком и полностью оправдался. Как и предполагалось, кандидатом, который оказал реальную конкуренцию действующему главе государства, оказался экс-министр иностранных дел Раффи Ованнисян.

2. Количество голосов, отданных в пользу Раффи Ованнисяна - в районе 37% - коррелирует с нашей оценкой масштаба протестного электората в республике, в любом случае голосующего за реального оппозиционного кандидата. В условиях ограниченных человеческих ресурсов и потенциала политического поля, итоги выборов в Армении: 55%-60% - за власть (голосуют госслужащие, армия, члены правящей партии, бюджетники и прочие зависимые от действующей системы граждане), 30-35% - за оппозицию (протестный электорат) - представляются более чем логичными.

3. Остальные 5 кандидатов - были техническими. Они могли быть выдвинуты как со стороны лагеря власти, так и оппозиции с различными технологическими целями, однако в сумме своей смогли аккумулировать не более 5% голосов.

Если отвлечься от текущей внутриполитической ситуации, то можно констатировать, что результаты президентских выборов выгодно отличают Армению от соседнего Азербайджана, где такой результат президентской гонки сложно себе представить. Если правление Ильхама Алиева в Азербайджане, предусматривающее неограниченное количество переизбраний и результат президента не менее 90%, можно охарактеризовать термином "нефтяная монархия", в Армении сложилась в корне иная конкурентная политическая модель.

Вопрос, который стоит в Армении на утро после выборов, это как распорядится своим политическим капиталом Раффи Ованнисян - что он будет делать с доверием полумиллионного оппозиционного электората? Кстати говоря, это извечный вопрос современной армянской политической практики. Опыт показывает, что политики, добившиеся такого доверия, чаще всего, делают его предметом торга с действующей властью.

Сразу после появления данных exit-poll и с началом подсчета голосов ЦИК Армении, представители штаба оппозиционного кандидата и он лично заявили о нарушениях, оказавших "существенное влияние" на итоги выборов. Раффи Ованнисян дал понять, что считает себя победителем президентской гонки.

Возможные дальнейшие действия Раффи Ованнисяна будут во многом зависеть от установок, полученных им от западных кураторов. Это может быть или организация акций протеста с целью дестабилизации ситуации в стране, или продолжение оппозиционной активности для выхода на новый уровень поддержки через 5 лет - на выборах президента в 2018 году, когда действующий президент Серж Саргсян более не сможет баллотироваться по Конституции. Однако Раффи Ованнисян ранее заявлял, что не намерен больше баллотироваться на президентский пост, хотя и оговорился, что данное решение останется в силе только в случае его честного поражения. Как уже было отмечено, Ованнисян объявил себя после выборов победителем.

Результат в 37% голосов с этой точки зрения - весьма неудобен для Раффи Ованнисяна. Учитывая тот факт, что незадолго до начала предвыборной кампании перспективы данного политика были весьма туманны и получили мощный импульс лишь благодаря отказу от участия в выборах политиков "первого эшелона" - лидера второй по численности фракции в парламента Армении Гагика Царукяна и признанного лидера оппозиции Левона Тер-Петросяна, доказать, что он набрал больше озвученных ЦИК данных Раффи Ованнисяну будет весьма и весьма сложно.

Столь же сложно будет вывести на улицы значительные массы граждан Армении, которые на примере арабских стран (Сирии и Египта), соседней Грузии, Украины, Киргизии и прочих дестабилизированных зон должны были уже воочию убедиться в контрпродуктивности и опасности открытого внутригражданского конфликта по принципу "стенка на стенку", называемого западными манипуляторами "демократическим движением".

Поэтому, рациональным решением для Раффи Ованнисяна стало бы продолжение оппозиционной активности и наращивание своей электоральной массы до 2018 года. Другой сценарий - это продавливание американцами его кандидатуры на пост премьер-министра Армении.

Каким путем пойдет армянский политик, заявивший ранее в интервью ИА REGNUM, что не возьмет на себя ответственность "ни за одну каплю армянской крови", станет известно в ближайшее время. Во всяком случае, есть пока не подтвержденная информация о подготовке его партией "Наследие" митинга сегодня вечером 19 февраля.

Что касается российских интересов в Армении, то необходимо признать, что высокий результат Раффи Ованнисяна, который практически не владеет русским языком, является объективным сигналом о становлении в армянском обществе достаточно обширной электоральной массы, ориентирующейся на западные ценности или подпавшей в поле влияния западных институтов гражданского общества и прозападных политических сил. Это факт. Поэтому, стоит подтвердить прогноз, сделанный нами в прошлой статье - ресурс американского влияния на внутриполитическом поле Армении усилен и пролонгирован. Дальнейшие события в Армении зависят от того, признает проамериканский кандидат Раффи Ованнисян итоги выборов и свое поражение или же попытается дестабилизировать ситуацию в союзной России Армении. Второй сценарий в случае реализации может стать прелюдией к новым проблемам и вызовам для Москвы в закавказском регионе.

Справка:

Политическая карьера Раффи Ованнисяна - фантастична. В 80-ых прошлого века этот человек обучался и преподавал в известных вузах США, далее работал в различных адвокатских конторах Лос-Анджелеса. В 1989 году он основывает Союз армянских адвокатов и возглавляет офис Армянской Ассамблеи Америки (ААА) по восстановлению зоны землетрясения в Спитаке. Надо отметить, что ААА - традиционная лоббистская структура армянской общины США, тесно сотрудничающая с американскими государственными органами - Госдепартаментом и спецслужбами. Подробнее о деятельности ААА можно узнать из статьи Игоря Мурадяна "Осторожно! Этнический шпионаж", опубликованной ИА REGNUM еще в декабре 2005 года.

В 1991 году Раффи Ованнисян неожиданно становится первым министром иностранных дел независимой Армении. Понятно, что без квалифицированного лоббинга из США вписать свое имя в новейшей истории страны ему вряд ли бы удалось. Кстати, это весьма показательный факт, характеризующий внешнеполитические ориентиры республики, только рожденной после распада СССР в спитакских развалинах и карабахском пепле, при президенте Левоне Тер-Петросяне.

Однако Раффи Ованнисяну не удалось удержаться на посту. 16 октября 1992 года Тер-Петросян на фоне протеста со стороны Турции уволил его с занимаемой должности. Случилось это после того, как глава армянского МИД заявил на стамбульском заседании Совета Европы: "Несмотря на трагедию Геноцида, президент Левон Тер-Петросян активно добивается установления добрых отношений с Турцией. Между тем и поныне Турция отвергает армянские инициативы по установлению дипломатических отношений и открытию армяно-турецкой границы". Позднее Ованнисян основывает Центр стратегических и национальных исследований (ЦСНИ), руководителем которого некоторое время являлся Ричард Киракосян, имеющий отношение с американскими фондами и, по собственному публичному признанию, сотрудничавший с ЦРУ.

Виктор Якубян - эксперт по проблемам Закавказья.