Леван Гудадзе: Грузия не готова к нормализации политических отношений с Россией
Последовавшая за октябрьскими парламентскими выборами смена правящей партии Грузии породила множество рассуждений о скором начале налаживания взаимоотношении Москвы и Тбилиси. Не остались безучастны и экспертное, и журналистское сообщества, представители которых за редким исключением также положительно оценивают шансы на поэтапное восстановление разорванных в 2008 году отношений между Российской Федерацией и Грузией. Но прошло четыре месяца и, вопреки ожиданиям большинства, сбываются пессимистические прогнозы.
Причиной тому множество объективных и субъективных факторов, но основной из них, возможно, кроется в многолетней зависимости неправительственного сектора и общественно-политических элит Грузии от финансовой, политической и идеологической поддержки США, стран
Скептики оказались правы и развернувшиеся в Грузии дебаты по вопросам перспектив будущих взаимоотношений Москвы и Тбилиси подтвердили неготовность новых властей к каким-либо компромиссам, будь-то вопрос вступления Грузии в
Более того, лидеры "Грузинской мечты" при каждой возможности подтверждают свою лояльность внешнеполитическому курсу режима Саакашвили, основанному на максимальной интеграции в евроатлантические структуры. Не стал исключением и внеочередной съезд партии премьер-министра Грузии
Выступая перед делегатами, премьер Грузии в очередной раз подчеркнул неизменность курса страны на интеграцию в европейские и евроатлантические структуры, отметив, что выбор этот исторический и не может быть пересмотрен или превращен в тему политических спекуляций. Иванишвили выразил особую благодарность и в адрес руководства США, отметив, что эта страна является стратегическим партнером и союзником Грузии на пути к демократизации и евроинтеграции.
Как и ожидалось, премьер-министр Грузии и его соратники по партии воздержались от конкретики и обошли стороной вопрос урегулирования грузино-осетинского и грузино-абхазского конфликтов, ограничившись общими заявлениями о миролюбивости грузинского общества, недопустимости ксенофобии и необходимости нахождения путей к примирению конфликтующих сторон для создания условий для мирного проживания в едином государстве.
Затронул Иванишвили и грузино-российские отношения, заявив о первых успехах на этом пути, каковыми, по мнению премьера Грузии, являются скорое возвращение на российский рынок грузинской продукции и снятие барьеров на пути восстановления культурных связей.
Несмотря на фактическое отсутствие у руководства Грузии конкретных предложений по вопросу налаживания диалога с властями Южной Осетии и Абхазии, многие политики, политологи и эксперты, как в Грузии, так и в России, упорно продолжают утверждать, что Москва и Тбилиси уже в ближайшее время выйдут на взаимоприемлемые позиции в переговорном процессе. При этом мало кто ставит под сомнение связь процесса восстановления российско-грузинских отношений к определению политического статуса Южной Осетии и Абхазии и к внешнеполитическому курсу Грузии, что априори исключает скорое нахождение точек соприкосновения в позициях сторон.
Однако этот принципиально важный фактор остается вне дискуссии в то время, как растиражированные с помощью СМИ ничем не обоснованные оптимистические прогнозы дали первые "результаты" в виде разочарования значительной части грузинского общества. Особенно, в среде социально незащищенных граждан, поддержавших "Грузинскую мечту" с надеждой на скорое налаживание грузино-российских отношений и введение между странами безвизового режима.
Не удивительно, что, согласно опросам общественного мнения, "Грузинская мечта" стремительно теряет сторонников, и падение рейтинга правящей коалиции отчасти связывают и с ошибочными представлениями населения о перспективах улучшения грузино-российских отношений и необходимых для этого политических решений. Между тем, решения эти известны, но грузинское общество и общественно-политические элиты не готовы к их публичному обсуждению. Хотя и очевидно, что поле для маневра у настоящего или будущего руководств Грузии крайне ограничено. Особенно с учетом того, что реальное восстановление полноценных политических и экономических взаимоотношений Грузии с Россией уже сегодня требует от грузинского руководства принятия конкретных решений как по внешнеполитической ориентации страны, так и касательно политического статуса непризнанных республик.
Выбор действительно не велик. В случае с внешнеполитическим курсом, правительству Грузии, рано или поздно, придется пересмотреть отношение к интеграционным процессам на постсоветском пространстве, уделяя им больше внимания, а также отказаться от нереализуемой идеи вступления в НАТО и Евросоюз. Несмотря на более чем низкую вероятность принятия Грузии в евроатлантические структуры, вряд ли Тбилиси пойдет на подобный шаг в ближайшее время. Гораздо больше времени потребует принятие решения по статусу Южной Осетии и Абхазии, так как никакой другой возможности кроме признания независимости республик без предварительных условий, или, в лучшем случае, признания республик с условием создания общего конфедеративного государства, у Грузии нет и, исходя из объективной реальности, быть не может.
Сложно сказать, как долго грузинское общество, общественно-политические элиты и руководство страны будут игнорировать необходимость принятия сложных, но неизбежных решений. Также сложно оценивать готовность грузинского общества к рассмотрению и принятию подобных решений, но, одно очевидно, восстановление полноценных отношений между Российской Федерацией и Грузией в обозримом будущем невозможно. Грузия к этому не готова.