Левон Арсенян: "Гарвардские мальчики" - для Армении?
Удивительные дела происходят в Армении накануне очередных президентских выборов, назначенных на 18 февраля 2013 года. О диспозициях в обществе представителей властей, чьим кандидатом в президенты является действующий глава государства
Уже практически весь интернет, не скрывая, со смаком "обыгрывает" перипетии недавних выстрелов в одного из оппозиционных кандидатов -
При этом действующий президент и кандидат, как пишут СМИ, имел встречу с Айрикяном, что возымело своё воздействие - в итоге: то жертва стрельбы грозил подать в Конституционный суд с просьбой отложить выборы, то затем заявлял, что не будет этого делать. Затем 10 февраля всё-таки отнёс своё заявление в Конституционный суд, но тут же 11 февраля услал своих представителей, которые это заявление забрали назад. В промежутке, как утверждает молва, президент ещё раз встретился с Айрикяном. По этой причине отношения Серж Саргсян - Паруйр Айрикян в течение 1-15 февраля многими расцениваются как вполне заинтересованные и хладнокровные "торги", допустим, за некий министерский портфель. Писали, что Айрикян мечтает о посте министра по делам евроинтеграции. Учитывая его предвыборную программу и лозунги, это вполне допустимо. И если все слухи об усиленных контактах Саргсян - Айрикян в течение истекших дней февраля - правда, то следует отметить, что действующий президент и кандидат чётко идёт к поставленной цели: переизбрание на второй президентский срок. Причём демонстрирует не только хладнокровие, но и наличие конкретного плана действий.
Зато выдержка явно отказывает и выше уже упоминавшемуся Раффи Ованнисяну, и ещё одному прозападному кандидату - бывшему премьер-министру Гранту Багратяну. Про второго долго в Армении говорить не принято. Слишком многим памятны его методы "управления" в 90-е годы, зазря никто и никого "автором шоковой терапии по-армянски" не обзовёт. Даже сам термин "шоковая терапия" ни у кого ни в Армении, ни за её пределами ничего положительного (в плане эмоций) не вызывал и вызывать не может априори - её следы в душах людей, да и на конкретных экономических объектах можно выявить даже сейчас, в 2013-ом, хотя Багратян давно уже (после 1996-го) не премьер-министр Армении.
А вот Раффи Ованнисян - иное дело. Он уже предпринимает попытки бросить тень на предстоящие выборы. Чувствуется опытная рука провокаторов - его "командиров", которые с 2002-03 гг. руководили "цветными революциями" в странах-членах СНГ. Он даже с полуоборота "завёлся" на обвинения Седракяна и 15 февраля пригрозил - мифолог "за всё ответит". Впрочем, даже если из избирательного штаба Раффи Ованнисяна сейчас или в день самих выборов вдруг раздадутся вопли о "массовых нарушениях и фальсификациях", этому вряд ли кто удивится. Вопрос не в том, что выборы в Армении проходят безупречно или "с упрёками" - как любая постсоветская страна, и Армения ещё не свободна от извращённых "понятий" о том, как нужно выяснять подлинное мнение своих граждан о будущем Родины. Вопрос в том, что проамериканские "мальчики и девочки" активно готовятся, как они готовились и ко всем предыдущим президентским и иным выборам в Армении, и разрабатывают некую "свою - армянскую" модель если и не "цветной революции", то уж, по крайней мере, тех самых "спонтанных массовых выражений протеста". Помнится, кое-где именно так начиналась пресловутая "арабская весна", что ещё часто в западных СМИ именовали "твиттеровскими" или "фейсбуковскими революциями" - акциями подрыва, якобы осуществлёнными посредством социальных сетей, и т.д.
Поэтому приходится признать, что реальной целью Раффи Ованнисяна на выборах является не победа. Впрочем, не исключено, что и не "революция". Можно, в принципе, верить, что в данный момент в Армении американские и европейские дипломаты пытаются уговорить армянское руководство на то, чтобы Раффи Ованнисян занял второе место на выборах президента в феврале 2013 года и потом был назначен Сержем Саргсяном премьер-министром Армении. Эта высокая должность позволит Раффи Ованнисяну увеличить свою популярность в Армении и получить необходимые финансовые ресурсы для подготовки своей президентской кампании в 2018 году. Возможно, США и европейцы "предусматривают" для лидера партии "Жарангутюн" иную высокую должность - наверное, это не столь принципиальный вопрос. К 2018 году американцы и европейцы намерены создать полностью управляемую ими оппозиционную политическую силу в виде партии Раффи Ованнисяна и консолидировать под её "знамёнами" все остальные политические партии оппозиционного толка. Тем самым, на выборах президента Армении в 2018 году США и ЕС будут пытаться провести "мягкую" передачу власти от Сержа Саргсяна к ставленнику Вашингтона Раффи Ованнисяну, который стремится вывести Армению из стратегического альянса с Россией. Уже сейчас, не являясь ещё главой Республики Армения, Раффи Ованнисян среди своих близких соратников высказывается о необходимости скорейшего разрыва военно-политического взаимодействия с Россией. После 2018 года США и ЕС намерены с помощью Раффи Ованнисяна, будет ли он президентом или премьер-министром, создать в Армении "марионеточное" руководство этой страны и избавиться от российского военного и экономического присутствия, как это было сделано американцами и европейцами в Грузии. Далее, Армения под контролем Вашингтона и Брюсселя должна будет превратиться в транзитную территорию для транспортировки азербайджанских энергоресурсов. При этом проблема Нагорного Карабаха будет решена, по планам американцев, в пользу Баку в обмен на пакеты акций нефтегазовых предприятий Азербайджана.
Кто-то возразит - не может быть, это фантастика! Ну что ж. А как быть с ультиматумами США и ЕС в адрес армянского руководства, касающимися нежелательности для Запада какой бы то ни было формы дальнейшей интеграции Армении с Россией и интеграционными структурами внутри СНГ? Это же факт. И представители партии "Жарангутюн" (как, впрочем, и Айрикян, и Багратян) подтверждают - "чихали мы на Россию". Читаешь предвыборные буклеты Раффи Ованнисяна - и понимаешь: он точно настроен на "саакашвилизацию" Армении и своей нации. Именно его партия во весь голос и бурно протестовала против пролонгации армяно-российского договора о 102-й российской военной базе в Гюмри, против оптимизации процесса принятия решений в ОДКБ СНГ, одним из активных членов которого является Армения. А сейчас Раффи Ованнисян своей фразой из предвыборного буклета о намерении добиться "финансирования современных вооружений", по сути, ставит под вопрос и процесс создания совместных армяно-российских предприятий ВПК, о чём договорились руководители Армении и России ещё в 2012 году и распоряжение о котором в январе 2013-го отдал президент РФ
И это - не последнее, увы, "упущение" в предвыборной программе Раффи Ованнисяна. Впрочем, что хотеть от довольно-таки бесталанного деятеля? История преподносит сюрпризы. Оказывается, дважды в прежние годы ему предлагались высокие и ответственные должности - уже значительно позднее его отставки с поста министра иностранных дел. И дважды он принимал предложения властей, против которых сейчас ополчился. Однако так же дважды очень быстро уходил - и с поста начальника Госуправления информации и пропаганды, и с поста главы Фонда "Айастан" ("Армения"). Нет оснований ему не верить, когда он говорит о причинах тогдашних скоропалительных отставок - мол, он не мог оставаться в обстановке почти поголовной коррумпированности и т.д. Однако тут же возникает вопрос - если он был не в состоянии справиться с коррупцией в одном отдельно взятом учреждении, то как же он представляет исполнение своего предвыборного обещания: в 1-2 года переломить коррупцию и "вывести из тени" капиталы олигархов в масштабах всей Армении? Надеемся, что если г-н Ованнисян на самом деле честный человек, то он сам и ответит на этот вопрос.
Вообще, уже - и не только по эпизоду о намерении "финансировать современные вооружения", заметны даже наклонности предательского характера в ряде мотиваций внешнего поведения лидера "Жарангутюн". Так, например - если нет мира в регионе, то, допустим, что ему удалось "финансирование современных вооружений", и он перевооружает армянские Вооружённые силы. Разумеется, исключительно "современным", но явно западным вооружением. Сколько месяцев нужно рядовому и офицерскому составу любых вооружённых сил, чтобы переучиться с одних стандартов вооружений на другие? Если Раффи Ованнисян как неспециалист этого не представляет - что ж, пусть порасспросит у военных. Думается, они ему скажут - что он фактически преступник, если собирается заниматься перевооружением в условиях непрекращающихся внешних угроз для Армении. Добиваться же даже временного ослабления армянских Вооружённых сил - это если и не предательство, то - дурость. А значит - преступление против собственного народа.
А вот вторая медаль в этом плане. Помнится, что лидер "Жарангутюн" пытался вступить в борьбу за пост президента Армении ещё в 2001-03 гг. И тогда именно он начал распространять в обществе разговоры о том, что должны быть армяне "азербайджанского гражданства", читай далее: узбекистанского, эстонского и т.д. Для выпускника Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (UCLA), Флетчеровского института международного законодательства и дипломатии Тафтского университета (штат Массачусетс), юридического центра Джорджтаунского университета Вашингтона, со степенью доктора юридических наук и т.д., просто непростительно не знать (или прикидываться, что не знает!), что во времена СССР не было ни одного гражданства какой-нибудь союзной республики. Просто не могло быть! Ибо было только одно - общесоюзное гражданство. Иными словами, армяне в СССР, где бы они ни родились и проживали, до момента, когда международно-правовой статус Армении как независимой страны был официально признан со стороны международного сообщества, могли быть гражданами только Советского Союза, а не каких-то Армении или Азербайджана или Грузии, список можно продолжить. Хороших же докторов юридических наук готовят и выпускают в США!
Конечно, как видно из перечисления учебных заведений, где учился лидер "Жарангутюн", в Гарвардском университете США он "не засвечивался". Да и по возрасту - мало подходит под категорию "молодых революционеров", раз уж обсуждается некий "саакашвиливский сценарий" для Армении. Но кто сказал, что Раффи Ованнисян не подходит под определение "гарвардский мальчик", коим наградил ещё в прошлом году сторонников вестернизации Армении не кто-то иной, а бывший советник президента Армении по вопросам национальной безопасности