Совет по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга считает своим долгом обратиться к губернатору города Георгию Полтавченко о создании целевой губернаторской программы по спасению деревянной части архитектурного наследия Санкт-Петербурга и пригородов - самой хрупкой части архитектурного наследия, исчезающего на глазах. Об этом сегодня, 14 февраля, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Как сообщил корреспонденту ИА REGNUM заместитель председателя Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга Михаил Мильчик, специального обращения-письма не будет, но на ближайшей встрече с губернатором глава комитета по государственному использованию и охране памятников Александр Макаров расскажет губернатору и об этой проблеме.

Ситуацию с сохранностью деревянной петербургской архитектуры все эксперты- участники созданной более года назад при Совете рабочей группы по деревянной архитектуре, назвали сегодня катастрофической.

Заместитель председателя главы КГИОП Александр Леонтьев сообщил, что рабочая группа выявила основные проблемы. Если у деревянных зданий имеется собственник, то он, как правило, с попустительства местной администрации ничего не делает. Если собственник недавний, то деревянное здание, как правило, очень скоро приобретает аварийный вид или "случается маленький пожарчик", после чего здание объявляется аварийным и подлежит разбору.

В третьем случае пользователь восстанавливает внешний вид здания, но заменяет все несущие конструкции - вместо деревянных на бетонные или другие более долговечные. В редких случаях сохраняются деревянные здания, ставшие музеями. "Проблема здесь не столь юридическая, сколько ментальная, - считает Леонтьев. - У нас не привыкли сохранять деревянное зодчество, в отличие от ряда европейских стран".

Представитель Пушкинского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПиК) Галина Груздева рассказала, что за два года Пушкинский район Санкт-Петербурга лишился шести деревянных домов-памятников регионального значения. "Нас подкосил 300-летний юбилей Царского села, - сказала Груздева. - Деревянные дома были расселены и потом сняты с охраны". По мнению Груздевой, Пушкинский район стремительно теряет дома, которые отражали исторический облик Царского села 100-150 летней давности.

В Курортном районе города, в знаменитом дачном поселке Комарово, связанном с именами многих выдающихся деятелей культуры и искусства было снесено 8 деревянных дач, пяти дачам отказано в статусе объекта культурного, пока еще сохраняются 7 исторических дач. Под угрозой уничтожения целый ряд интересных объектов, в том числе, дача Дмитрия Шостаковича. Пока в ней располагается летнее помещение детского сада, но как только садик съедет, не факт, что дачу не постигнет участь быть уничтоженной или перестроенной до неузнаваемости собственником. Об этом рассказала член отделения ВООПиК Курортного района Елена Травина.

По мнению Михаила Мильчика, который обратился с этим предложением к главе КГИОП Александру Макарову, необходимо инициировать внутреннюю проверку в комитете тех случаев, когда объекты деревянного зодчества были сняты с охраны, проверить степень обоснованности этих действий.

Мильчик считает, что КГИОП должен провести мониторинг деревянных объектов, составить график спасения того, что можно спасти. Кроме того, надо предусмотреть преференции для собственников, которые сохраняют объекты и систему санкций для тех, кто уничтожает памятники. "Сейчас выгодно купить и сжечь, чтобы на этой земле что-то построить, а надо сделать так, чтобы было выгодно купить и сохранить", - считает Мильчик.

Кроме того, Михаил Мильчик убежден, что для сохранения деревянного зодчества Санкт-Петербурга и пригородов необходимо задействовать механизмы государственно-частного партнерства, запретить понижение охранного статуса объектов до и после продажи.

Член Совета по сохранению культурного наследия, кинорежиссер Александр Сокуров вообще высказал мысль о том, что если памятнику дан охранный статус, то он отнят быть не может: "Всякая охранная грамота должна быть вечной".

Александр Макаров сказал, что гибель деревянной архитектуры - это трагедия всех российских городов, а ведь Российская империя обладала уникальными памятниками деревянной усадебной архитектуры. Одной из причин столь вопиющего отношения к деревянным памятникам Макаров считает также "дурное воспитание" собственников и застройщиков.