Феерическое начало председательства Украины в ОБСЕ ярко продемонстрировало, что эта организация давно уже не просто труп, а набитое опилками чучело, выставляемое миру на потеху. И Киев в лице главы МИД Украины и действующего председателя ОБСЕ Леонида Кожары с этой ролью чучела прекрасно справляется. Более того, идеально для нее подходит, поскольку деятельность украинской власти как во внешней, так и во внутренней политике представляет собой бородатый анекдот, пересказываемый изо дня в день, из года в год.
Главным приоритетом своего председательства в ОБСЕ Украина объявила "урегулирование затянувшихся конфликтов", наиболее приоритетным из которых для Киева - гаранта и посредника в переговорном формате "5+2" и наблюдателя в миротворческой операции - является молдавско-приднестровский конфликт. "Урегулировать" его Кожара взялся сходу и горячо.
21 января на встрече в Кишиневе с бессарабским президентом Николаем Тимофти украинский министр заявил, что противоречащее Соглашению о принципах мирного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта требование Бессарабии о выводе российских войск из Приднестровья "очень близко" Киеву. А на следующий день в Тирасполе действующий председатель ОБСЕ попытался склонить руководство ПМР нарушить согласованную и утвержденную участниками формата "5+2", включая Украину и ОБСЕ, повестку дня переговорного процесса и начать обсуждать статус Приднестровья в составе "территориально целостной Республики Молдова". И уже завершая визит, на брифинге в кишиневском аэропорту Кожара заявил, что президент ПМР Евгений Шевчук "подтвердил, что Приднестровье готово обсуждать политический статус этого региона в рамках Республики Молдова". Неизвестно, о чем на самом деле говорили Шевчук и Кожара, однако заявление украинского чиновника было тут же опровергнуто сначала президентом ПМР, а следом и главой МИД Ниной Штански. Кожара же предпочел отмолчаться.
Потерпела фиаско и попытка Киева развалить миротворческую операцию на Днестре. Инициатива представителей Украины в Объединенной контрольной комиссии по осуществлению мониторинга Зоны безопасности наблюдателями от миссии ОБСЕ 1 февраля была отвергнута приднестровской стороной.
Стоило поутихнуть скандалу, связанному с визитом Кожары в Бессарабию и в Приднестровье, как разразился следующий. Масла в огонь подлил глава МИД Румынии Титус Корлэцян, неожиданно разоткровенничавшийся о том, что ни у кого и так не вызывало сомнений. 8 февраля в интервью румынскому государственному информационному агентству Agerpres Корлэцян поведал, что на встрече в Брюсселе глав МИД стран ЕС с Кожарой перспектива реализации "европейских ожиданий" Киева была напрямую увязана с тем, как Украина распорядится своим председательством в ОБСЕ в процессе урегулирования молдавско-приднестровского конфликта. "Я об этом сказал, и я был не единственным министром на этой встрече, который попросил украинскую сторону поддерживать политический диалог и сотрудничество, а если возможно, и координацию с ЕС, который является частью формата "5+2" в качестве наблюдателя, для принятия конкретных шагов вперед, в частности, по переходу к более чувствительным темам, входящим в третью "корзину" повестки переговорного процесса (т.е. все к тому же вопросу о статусе Приднестровья - С.К.), - сообщил Корлэцян. - У украинской стороны высоки ожидания в европейском плане, и мы надеемся, что для Украины это возможность, но и очень большая ответственность, чтобы добиться шагов вперед и конкретных результатов".
Если перевести с дипломатического языка на человеческий, то в Брюсселе "гаранту" и дважды "посреднику" в переговорном процессе Кожаре предложили слить ПМР Кишиневу в обмен не на членство Украины в ЕС, конечно же, а на некие туманные перспективы. В обмен на большее "сближение", пользуясь терминологией евробюрократии. Что Кожара, не проявляя изобретательности, и принялся исполнять буквально, с рвением бульдозера. На заявление главы МИД Румынии ни сам Кожара, ни подотчетное ему ведомство никак не отреагировали. Впрочем, их молчание и есть более чем красноречивый ответ.
Тем не менее, выступая 11 февраля на экспертном форуме "Украина 2013: Прогноз", Кожара заявил, что, оказывается, успехи в молдавско-приднестровском урегулировании есть, и немалые. "Главное - мы уже вывели переговорный процесс из тупика и дали ему положительную динамику", - сообщил действующий председатель ОБСЕ. А уже на следующий день ему ответил МИД ПМР, сообщив, что запланированная Кожарой встреча президента ПМР Евгения Шевчука и бессарабского премьера Владимира Филата не состоится ввиду "отсутствия предмета встречи".
В бессарабском Бюро по "реинтеграции" в свою очередь сообщили, что подготовленный украинским председательством в ОБСЕ проект повестки дня запланированного на 18-19 февраля во Львове раунда переговоров включает в себя обсуждение вопросов из третьей "переговорной корзины". Таким образом Украина и ОБСЕ нарушили утвержденную повестку. Глава "реинтеграционного" бюро Евгений Карпов также заявил, что Бессарабия считает необходимым "в интересах самих приднестровцев" перейти к обсуждению будущего правового статуса Приднестровья, отметив при этом, что переговорщики от Приднестровья отказываются обсуждать политические вопросы урегулирования конфликта, в отличие от "других участников формата "5+2", которые поддерживают позицию властей Кишинева".
Комментируя 13 февраля ИА REGNUM ситуацию, глава МИД ПМР Нина Штански подтвердила, что в "предварительную повестку для встреч во Львове" Киевом были включены вопросы из всех трех "корзин", однако встретив противодействие Тирасполя, "спецпредставитель действующего председателя ОБСЕ Андрей Дещица услышал позицию приднестровской стороны" и заверил руководство ПМР в том, что "украинское председательство не намерено оказывать давление на стороны по принуждению их к обсуждению тех или иных вопросов". Штански также поблагодарила "украинское председательство за мудрый и взвешенный подход к предварительному согласованию планируемых к обсуждению вопросов" и выразила надежду на то, что "встреча во Львове 18-19 февраля придаст новый импульс активному и результативному взаимодействию Республики Молдова и Приднестровья".
Со своей стороны глава миссии ОБСЕ в Кишиневе, представитель США Дженнифер Браш выразила разочарование отменой встречи Шевчука с Филатом, что, по ее мнению, представляет собой "шаг назад", который отрицательно повлияет на переговорный процесс в формате "5+2". "Я надеюсь, что все посредники в переговорах в формате "5+2" разделяют наше разочарование в связи с тем, что эта встреча во Львове не состоится", - заявила она.
Председатель ОБСЕ и инициатор этой встречи Кожара, однако, разочарования не выразил. И вообще никак не отреагировал на отмену встречи. Очевидно, молчание теперь будет дежурной реакцией украинского председательства в ОБСЕ на очередной свой "успех".
Говорить об интересах Украины в регионе, исходя из которых, как надеялись некоторые эксперты, будет действовать Киев во время своего председательства в этой организации, просто бессмысленно. Никаких интересов здесь у Украины нет, поскольку нет и самого государства Украина. Есть очередная олигархическая группировка, временно захватившая власть в Киеве и судорожно пытающаяся эту власть удержать. Между тем призрак очередного майдана стремительно обретает реальные очертания: Верховная рада не может приступить к работе из-за протестов оппозиции, украинские националисты захватывают здание Киевского горсовета, доведенное до нищеты население бунтует в регионах, которые команда Виктора Януковича традиционно считает своими, а власть в Киеве мечется между ЕС и Россией, МВФ и ЕврАзЭС, Западом и Востоком, как загнанная в угол крыса, ежедневно выдавая очередную порцию противоречащих друг другу деклараций. О каких украинских интересах может идти речь, если Киев в качестве председателя ОБСЕ следует директивам из Бухареста, который 3 года назад уже оттяпал у Украины кусок территории и претендует на новые? Ради "реализации европейских ожиданий" Киев не только откажется от 100 тысяч своих граждан в Приднестровье, но и подарит Румынии Северную Буковину и Южную Бессарабию, Венгрии - Закарпатье, Польше - Галичину и Волынь.
За полтора месяца председательства в ОБСЕ Украина четко обозначила ту линию, которой и будет придерживаться в дальнейшем. После первых громких провалов, она, возможно, будет продвигать эту позицию не столь грубо и откровенно, но, так или иначе, без вмешательства извне она не изменится. А единственный потенциально заинтересованный внешний игрок, способный повлиять на позицию Украины в этом вопросе, - Россия - сохраняет пассивность и, по сути, следует в фарватере парадигмы, навязанной Западом.
Продолжение следует.
Сергей Колеров - шеф-редактор Западной редакции ИА REGNUM.