В ближайшие недели Россия и Белоруссии активизируют переговорный процесс по созданию совместных предприятий в сферах машиностроения и химии, а также по реализации совместных проектов. Об этом 12 февраля в Минске заявил журналистам зампред правительства России Аркадий Дворкович, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

По итогам состоявшихся сегодня переговоров делегации правительства РФ во главе с Дворковичем и делегации Совмина Белоруссии во главе с председателем правительства Михаилом Мясниковичем стороны выказали удовлетворение результатами достигнутого двустороннего сотрудничества и отметили необходимость ускорить переговорный процесс по ряду его ключевых вопросов. Для Белоруссии особую важность имеет подписание годового баланса на поставку российской нефти в объёме 23 млн т, а для России, судя по заявлениям Дворковича - интеграция в промышленной сфере.

Выступая перед журналистами, Дворкович отметил наличие значительного потенциала "как для производственного сотрудничества, так и для корпоративной интеграции ряда компаний". В ходе его визита с белорусскими коллегами были обсуждены вопросы создания СП (в Совмине Белоруссии их называют ТНК) в сферах машиностроения и химии.

Среди предприятий, интересных российской стороне в Белоруссии, зампред правительства РФ назвал ""Гродно Азот", "Гомсельмаш", "МАЗ", ряд предприятий микроэлектроники", а также производители минеральных удобрений. В Белоруссии производством хлоркалия занимается подчиненное белорусскому госконцерну "Белнефтехим" госпредприятие-монополист "Беларуськалий", экспортирующее свою продукцию совместно с российским "Уралкалием" через "Белорусскую калийную компанию".

"Все они заинтересованы в сотрудничестве, - сказал Дворкович. - В том числе компания "ЕвроХим", на которой я сегодня был в Гродно, "Ростсельмаш", "КАМАЗ", "Ростехнологии", ряд других компаний".

По словам Дворковича, в ходе переговоров достигнута договорённость "в ближайшие недели" провести "интенсивные переговоры по всем направлениям", однако особое внимание будет уделено объединению "МАЗ" и "КАМАЗ" в автомобильный холдинг "Росбелавто", а также объединению "Гродно Азота" с одной из неназванных российских компаний. Также Дворкович отметил возможность объединения усилий белорусских и российских учёных (в частности, из центра "Сколково") в рамках проектов российской системы ГЛОНАСС.

Как сообщало ИА REGNUM, предложение об объединении ОАО "КАМАЗ" и ОАО "МАЗ" поступило зимой 2010 года от российской госкорпорации "Ростехнологии". Александр Лукашенко 9 ноября 2012 года заявил, что для него смысл объединения "КАМАЗа" с "МАЗом" не очевиден. Лукашенко усомнился в технологическом уровне ОАО "КАМАЗ" и выразил недоумение в связи с возможной перспективой объединения минского автозавода с ОАО "КАМАЗ", отметив: "Зачем и кому надо это искусственное объединение? На меня обижаются, что политика тут играет большую роль в Белоруссии. Никакая не политика, я экономист, ответьте мне на эти вопросы - что получит от приватизации "МАЗ" или "КАМАЗ"? Ответа нет. Вот надо объединить и все, и при том контрольный пакет должен быть, и так далее и тому подобное".

После этого, 15 января в Минске на пресс-конференции Александра Лукашенко российским и белорусским журналистам первый зампред правительства Белоруссии Владимир Семашко заявил, что российская сторона виновата в срыве сроков по созданию автомобильного холдинга "Росбелавто". Также зашло в тупик предложение Совмина Белоруссии купить российское частное предприятие "Ростсельмаш": по словам представителей российской компании, чиновники Белоруссии не сделали конкретных предложений, а независимые эксперты отметили, что в Совмине Белоруссии нет денег на реализацию заявленного.

По итогам 2012 года, отметили эксперты, ОАО "КАМАЗ" потерял часть российского рынка в 2012 году, а российские производители легковых автомобилей и микроавтобусов увеличили долю на белорусом рынке. По данным Белорусской автомобильной ассоциации (БАА), по итогам прошлого года продажи Lada, GAZ, UAZ выросли на 138% - до 28,8% всех продаж и данная тенденция усилится в 2013 году.