Подготовленный украинской стороной проект повестки дня переговорного раунда по молдавско-приднестровскому урегулированию, который пройдет 18-19 февраля во Львове, включает в себя обсуждение вопросов из всех трех переговорных "корзин". Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщили 12 февраля в Бюро по "реинтеграции" правительства Молдавии. По данным молдавской стороны, речь идет о вопросах свободы передвижения, сферы образования, прав человека, взаимодействия правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью и гражданской защиты.

Как заявил в свою очередь в интервью кишиневской радиостанции Europa Libera вице-премьер Молдавии по "реинтеграции" Евгений Карпов, молдавская сторона считает необходимым переходить и к обсуждению будущего правового статуса Приднестровья. По уверениям молдавского чиновника, это - "в интересах самих приднестровцев". "Это возвращение в нормальное состояние и возможность развиваться в соответствии с требованиями времени. К сожалению, реалии приднестровского региона остаются на уровне менталитета, сформированного после вооруженного конфликта, который произошел в 1992-м году. Я думаю, что мы должны преодолеть эти стереотипы, открыть глаза и увидеть, что мы находимся в XXI веке, попытаться помочь жителям Приднестровья соответствующими решениями", - заявил Карпов.

При этом Карпов отметил, что переговорщики от Приднестровья отказываются обсуждать политические вопросы урегулирования конфликта. "Но это их мнение. Существуют и другие участники формата "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - гаранты и посредники, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM), которые поддерживают позицию властей Кишинева", - заявил молдавский вице-премьер.

ИА REGNUM напоминает, что повестка дня официального переговорного процесса в формате "5+2" состоит из трех "корзин", а именно - "социально-экономические вопросы", "общие правовые и гуманитарные вопросы и права человека", "всеобъемлющее урегулирование, включая институциональные, политические вопросы и вопросы безопасности". При этом третья "переговорная корзина", касающаяся политических аспектов урегулирования конфликта, подлежит обсуждению только после решения всех практических вопросов социально-экономического и гуманитарного характера между Молдавией и Приднестровьем и на данный момент не наполнена предметным содержанием и вопросами для обсуждения. Несмотря на это, о необходимости перехода к обсуждению политических аспектов урегулирования ранее неоднократно заявляла Молдавия, а следом и такие посредники, как ОБСЕ и Украина, а также наблюдатели ЕС и США. При этом указание Тирасполя на неизменность своей позиции относительно курса на независимость и международное признание в Кишиневе называют "противоречащим общему контексту переговоров". В свою очередь сам Кишинев не отказывается ни от своей стартовой позиции об урегулировании конфликта на основе "территориальной целостности" и "унитарного статуса", ни от принятого в одностороннем порядке закона 2005 года, виртуально "наделяющего" Приднестровье статусом автономии в составе Молдавии. Со своей стороны спецпредставитель России по молдавско-приднестровскому урегулированию Сергей Губарев заявил в ходе визита в Тирасполь 6 февраля, что обсуждение статуса ПМР невозможно до тех пор, пока Молдавия не аннулирует данный закон.