Вопросы подготовки к очередному раунду переговоров по молдавско-приднестровскому урегулированию в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - гаранты и посредники, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM), который пройдет во Львове во второй половине февраля, стали основной темой обсуждения на состоявшейся в Тирасполе встрече посла по особым поручениям МИД РФ Сергея Губарева и заместителя директора второго департамента стран СНГ МИД РФ Виталия Тряпицына с президентом ПМР Евгением Шевчуком. Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщили 6 февраля в пресс-службе главы приднестровского государства.

"По нашему мнению, необходимо сосредоточиться на социально-экономических, гуманитарных вопросах, - подчеркнул Губарев. - Если сейчас мы перейдем к обсуждению вопросов политических, статусных, то это заведет переговоры в тупик, если не сорвет их".

На встрече президента ПМР с российскими дипломатами поднималась также тема разблокирования транспортного сообщения и обеспечения беспрепятственного передвижения граждан и грузов. "Есть несколько моментов, по которым мы все, в том числе и Россия как посредник в переговорах, не можем прийти к общему, удовлетворяющему всех, пониманию по данной проблеме, - отметил Сергей Губарев. - Открытие моста через Днестр у сел Бычок и Гура-Быкулуй будет способствовать созданию нового транспортного коридора. Это пойдет на пользу и Молдавии, и Приднестровью, и Украине, и России. Наш настрой на решение этой проблемы самый позитивный".

В свою очередь приднестровское государственное информационное агентство "Новости Приднестровья" сообщает, что в ходе визита в Тирасполь посол по особым поручениям МИД РФ Сергей Губарев также заявил, что одним из препятствий для обсуждения вопроса статуса Приднестровья является принятый 22 июля 2005 года закон Республики Молдова "Об основных положениях особого правового статуса населённых пунктов левобережья Днестра (Приднестровья)", принятый парламентом Молдавии в одностороннем порядке и устанавливающий статус Приднестровья как "особого автономно-территориального образования, являющегося неотъемлемой составной частью Республики Молдова", которое "в пределах полномочий, определенных Конституцией и законами Республики Молдова, решает вопросы, отнесенные к его ведению. "Исходя из наличия этого закона, вести какие-либо переговоры о будущем Приднестровья, мягко говоря, бессмысленно, потому что он всё уже определил. Лично для меня, конкретной точкой отсчёта того, что условия для обсуждения политического блока вопросов созрели, был бы следующий день после того, как парламент Республики Молдова так же дружно, как он проголосовал за принятие этого закона, его отменит", - подчеркнул Губарев. А до тех пор, по мнению российского дипломата, за столом переговоров могут обсуждаться исключительно вопросы социально-экономического характера.

ИА REGNUM напоминает, что повестка дня официального переговорного процесса в формате "5+2" состоит из трех "корзин", а именно - "социально-экономические вопросы", "общие правовые и гуманитарные вопросы и права человека", "всеобъемлющее урегулирование, включая институциональные, политические вопросы и вопросы безопасности". При этом третья "переговорная корзина", касающаяся политических аспектов урегулирования конфликта, подлежит обсуждению только после решения всех практических вопросов социально-экономического и гуманитарного характера между Молдавией и Приднестровьем и на данный момент не наполнена предметным содержанием и вопросами для обсуждения. Несмотря на это, о необходимости перехода к обсуждению политических аспектов урегулирования ранее неоднократно заявляла Молдавия, а следом и такие посредники, как ОБСЕ и Украина, а также наблюдатели ЕС и США. При этом указание Тирасполя на неизменность своей позиции относительно курса на независимость и международное признание в Кишиневе называют "противоречащим общему контексту переговоров". В свою очередь сам Кишинев не отказывается ни от своей стартовой позиции об урегулировании конфликта на основе "территориальной целостности" и "унитарного статуса", ни от принятого в одностороннем порядке закона 2005 года, виртуально "наделяющего" Приднестровье статусом автономии в составе Молдавии.