Формузал: Что получит гагаузский народ от союза "Новой Гагаузии" с Демпартией Молдавии?
Башкан (глава) Гагаузии
Формузал заявил, что многие пункты данного соглашения "и на сегодняшний день являются крайне актуальными для автономии". "Этот договор должен служить для всех жителей Гагаузии ежедневным наглядным пособием того, как выполняют взятые на себя политические обязательства лидеры политических партий из Кишинева. Это своего рода урок для Гагаузии. Депутаты, подписавшие этот договор, возможно, сами того не подозревая, сослужили добрую службу своему народу. Более десяти лет прошло с тех пор, и не исполнен ни один пункт этого договора", - подчеркнул башкан.
Комментируя действия председателя движения "Новая Гагаузия" и главы территориальной организации Демпартии Молдавии в Гагаузии
Глава автономии предложил Дудогло для начала обнародовать условия нового соглашения с Демократической партией, к которой в конце минувшего года присоединилась "Новая Гагаузия". "Вдруг в новом договоре будут лучшие условия, и они всё же будут выполняться? Тогда, я уверен, мы все вместе будем помогать их реализовывать. А пока я вижу только то, что сестра (сестрой Николая Дудогло является экс-председатель Народного собрания Гагаузии, а ныне советник спикера молдавского парламента
Стоит отметить, что соглашение, подписанное в 2001 году лидером ПКРМ Владимиром Ворониным и 25 депутатами Народного собрания Гагаузии, предусматривало, что в обмен на поддержку со стороны гагаузских парламентариев в период предвыборной кампании, кандидаты в депутаты молдавского парламента от ПКРМ обязуются внести в парламент и поддержать инициативы, изложенные в 10 пунктах:
"1. Внесение изменений и дополнений в конституцию Республики Молдова в части укрепления особого правового статуса Гагаузии.
2. Приведение действующего законодательства Республики Молдова в соответствие с Законом "Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)" и обеспечение его исполнения всеми ветвями государственной власти Республики Молдова.
3. Разграничение полномочий между Республикой Молдова и Гагаузией с целью исполнения положений Закона РМ "Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)".
4. Обеспечение представительства Гагаузии во всех ветвях власти Республики Молдова.
5. Вопрос о вхождении Молдавии в
6. Вопрос о присоединении Молдавии к союзу Белоруссии и России.
7. Обеспечение на законодательном уровне охраны и развития гагаузского языка.
8. Обеспечение необходимых условий по изучению молдавского языка на территории Гагаузии (Гагауз Ери).
9. Придание русскому языку статусу второго государственного языка Республики Молдова на конституционном уровне.
10. Меры по мирному окончательному разрешению приднестровского конфликта".
ИА REGNUM напоминает, что вместо этого, получив в 2001 году конституционное большинство в парламенте Молдавии, Партия коммунистов, закрепляя в ходе конституционной реформы полномочия Гагаузии в молдавской конституции, исключила из них право автономии на самоопределение в случае объединения Молдавии с другой страной. Вместо приведения действующего законодательства Молдавии в соответствие с Законом "Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)" и обеспечения его исполнения всеми ветвями государственной власти Молдавии, коммунистическая власть взялась приводить законодательство самой Гагаузии в соответствие с молдавским. При этом положения Закона об автономном статусе Гагауз Ери, касающиеся прав и полномочий Гагаузской автономии, вплоть до сегодняшнего дня не исполняются в полной мере и постоянно нарушаются молдавскими властями. В частности, нынешние молдавские власти вслед за коммунистами подвергают сомнению положения закона о праве Гагаузии на внешнее самоопределение в случае утраты Молдавией независимости и право на участие в формировании внутренней и внешней политики Молдавии в вопросах, касающихся интересов Гагаузии, а периодически и сам статус автономно-территориального образования. Разграничение полномочий между Молдавией и Гагаузией и сегодня остается в числе невыполненных Кишиневом требований патриотических сил Гагаузии. Обеспечение представительства Гагаузии во всех ветвях власти Молдавии как не реализовывалось в период пребывания у власти ПКРМ, так не исполняется и сегодня: среди министров, глав департаментов и агентств, послов Молдавии за рубежом - нет ни одного гагауза, не обеспечена и квота для депутатов от Гагаузии в парламенте Молдавии. За последние 20 лет, в том числе за 8 лет пребывания у власти коммунистов, Кишинев, по данным властей Гагаузии, не выделил ни копейки на поддержку и развитие гагаузского языка или издание книг и учебных пособий по его изучению, равно как не создал и условий для изучения молдавского языка на территории Гагаузии.
Что касается обещанного внешнеполитического вектора и повышения статуса русского языка, то придя к власти в Молдавии в 2001 году с обещанием придать русскому языку статус второго государственного и вступить в Союзное государство России и Белоруссии, Партия коммунистов уже в том же году отказалась от исполнения этих обещаний. Впоследствии коммунисты, напротив, проводили политику, направленную на сужение сфер использования русского языка. Что касается обещания Партии коммунистов разрешить конфликт с Приднестровской Молдавской Республикой, то в 2003 году лидер ПКРМ Владимир Воронин по указанию Запада сорвал подписание уже парафированного сторонами