Основным вопросом на переговорах в рамках Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху стал вопрос о возобновлении работы аэропорта в столице непризнанной Нагорно-Карабахской республике - Степанакерте.

28 января сопредседатели МГ ОБСЕ встретились в Париже с главами МИД Армении и Азербайджана - Эдвардом Налбандяном и Эльмаром Мамедъяровым. В официальном сообщении указывается, что было продолжено обсуждение представленного миротворцами в октябре прошлого года "рабочего предложения" по продвижению мирного процесса, а также - возможных мер по укреплению доверия. При этом незадолго до парижской встречи Эльмар Мамедъяров сообщил, что с сопредседателями будет обсуждаться вопрос Степанакертского аэропорта. Можно предположить, что эта проблема нашла отражение в указанном "рабочем предложении" посредников, которое, кстати, вновь будет обсуждаться в ближайшее время.

Напомним, что Степанакертский аэропорт бездействует уже более 20 лет - с момента начала широкомасштабной войны в Карабахе. В начале прошлого года была завершена его модернизация, и армянская сторона заговорила о скором возобновлении полетов. Это вызвало крайне резкую реакцию со стороны Баку, откуда стали раздаваться обещания сбивать любые самолеты, которые "нарушат воздушное пространство Азербайджана". Эти угрозы приобрели перманентный характер, и президент Армении Серж Саргсян заявил, что станет пассажиром первого рейса, который направится из Еревана в Степанакерт. Несмотря на это, Азербайджан недавно принял закон, разрешающий сбивать гражданские самолеты в небе над Карабахом. В ответ Армения заявила, что способна защитить их силами своей ПВО, а генсек ОДКБ Николай Бордюжа назвал азербайджанский закон "неудачной шуткой", поскольку ни одно цивилизованное государство не может себе такого позволить. Как бы то ни было, вот уже более года готовый к эксплуатации аэропорт бездействует, а стороны продолжают обмениваться угрозами и обвинениями.

Вся эта ситуация может показаться достаточно странной. Армения вложила в реконструкцию воздушной гавани Нагорного Карабаха весьма значительные средства, объясняя это потребностями местного населения. Однако население НКР не превышает 150 тыс. человек, к тому же из Степанакерта в Ереван можно добраться за 5-6 часов на автомобиле. Даже по официальным сведениям, больше одного-двух рейсов в неделю совершать не планируется. То есть проект заведомо убыточен, да и большого социального значения явно не имеет. С другой стороны, кто рискнет полететь из Армении в Карабах, если существует хоть какой-то риск уничтожения лайнера, совершающего такой рейс? Ясно, что желающих не будет, даже если международные посредники гарантируют безопасность полетов. Очевидно, без аналогичных официальных гарантий со стороны Баку пассажиров в сторону Степанакерта найти будет нелегко. Разве что это будут любители экстремальных впечатлений.

Считается, что возрождение аэропорта в Степанакерте стало бы очередным доказательством де-факто независимости Карабаха, и именно поэтому Баку занял столь непримиримую позицию. Однако те же сопредседатели Минской группы не раз заявляли, что этот вопрос никак не может повлиять на определение статуса края.

Эксперты в свою очередь отмечают, что аэропорт, способный после реконструкции принимать тяжелые транспортные самолеты, может стать базой для международных миротворческих сил, которые, не исключено, будут введены в Карабах, если ситуация на линии армяно-азербайджанского противостояния продемонстрирует тенденцию к обострению. Отметим, что такие прогнозы выглядели весьма реальными после ряда кровопролитных столкновений как на карабахском фронте, так и на армяно-азербайджанской границе летом прошлого года. Однако миротворцы тогда введены не были - очень вероятно потому, что странам-сопредседателям Минской группы (Россия, США, Франция) не удалось согласовать статус и состав военного контингента. Очевидно, что от этого напрямую зависит уровень влияния в регионе того или иного из названных государств.

Между тем, сегодня стали появляться намеки на то, что Степанакертский аэропорт может в недалекой перспективе сыграть не менее важную роль. Речь идет о начале вывода войск международной коалиции из Афганистана в 2014 году.

Напомним, что именно проблема беспрепятственного транспортного сообщения с коалиционными силами в Афганистане с самого начала операции в этой стране была основной "головной болью" НАТО. Транзит по территории Пакистана не раз прерывался по целому ряду причин. Достаточно напомнить, что этот маршрут бездействовал с осени 2001 до осени 2012 года из-за протестов, которые охватили Пакистан после того, как американские беспилотники по ошибке уничтожили более 20 солдат правительственных войск, приняв их за боевиков "Талибана". Перебои в снабжении сил коалиции случались, впрочем, и до этого. Также натовские конвои многократно подвергались атакам боевиков на пакистанской территории.

Поэтому еще летом 2004 года во время саммита лидеров стран НАТО в Стамбуле был начат процесс максимально возможной диверсификации путей снабжения коалиционных войск в Афганистане. В результате, как известно, эти маршруты пролегли по территориям и через воздушное пространство России, Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Грузии, Азербайджана. Кстати, официальный Баку утверждает, что в настоящее время через территорию Азербайджана проходит до трети предназначенных международной коалиции грузов.

Однако сегодня, готовясь к эвакуации сил ISAF, коалиция вновь активно ищет для этого альтернативные транспортные пути - не в последнюю очередь потому, что начало исхода войск НАТО может привести к широкой инфильтрации экстремистских сил в страны Центральной Азии и быстрой дестабилизации этого региона.

Американское издание EurasiaNet в этой связи предполагает, что именно с такой целью активно строится железнодорожная ветка между грузинским городом Ахалкалаки и турецким Карсом. Её сдача в эксплуатацию намечена именно на 2014 год. Прибыв в Баку, эвакуируемые подразделения коалиционных сил могут быть погружены на поезда и беспрепятственно доставлены через Грузию и Турцию на свои базы в Европе. Что касается войск Грузии - страны, направившей в Афганистан самый большой воинский контингент из государств - не членов НАТО, - то они, не без иронии пишет издание, "смогут сойти на полпути". При этом утверждается, что Азербайджан рассматривает такой проект не только с политической, но и с коммерческой точки зрения.

Карта коммуникаций сил коалиции а Афганистане показывает, что все существующие маршруты обходят Армению. Если новый аэропорт Степанакерта станет еще одной перевалочной базой для отступающих сил ISAF, этот "недостаток" будет исправлен. Упомянутая "коммерческая составляющая" может сыграть существенную роль в формировании позиции по данному вопросу и для армянской, и для азербайджанской стороны. Но еще более очевиден политический аспект. Через Карабах и Армению подразделения сил коалиции далее должны направляться в Турцию, а это вновь актуализирует вопрос деблокады армяно-турецкой границы, настойчиво и регулярно лоббируемый Вашингтоном. Очевидно, что включение "армянского транзита" в число маршрутов, обслуживающих коалиционные силы, существенно ослабит существующую в Закавказье напряженность, но кроме того - усилит влияние стран западной коалиции, в особенности - США. Однако на данном поле возможен компромисс. Новый госсекретарь США Джон Керри уже высказался в пользу укрепления сотрудничества с Россией и взаимодействия с Москвой в тех районах мира, где РФ еще сохранила свое влияние. Закавказье и особенно Армения является именно таким регионом, более того, "оплотом России", как выразился недавно генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа. Кремль может не видеть большой опасности во включении Степанакертского аэропорта в число коммуникационных пунктов сил коалиции так же, как не усмотрел опасности в превращении в перевалочную базу НАТО Ульяновска. Особенно это вероятно в случае, если карабахский аэропорт будет находиться под совместным армяно-российским контролем. Ситуация привычная, если учесть, что под таким контролем находятся сегодня ереванские воздушные гавани "Звартноц" и "Эребуни". Подобный вариант может стать образцовым с точки зрения возможностей российско-американского сотрудничества в сфере международной безопасности, послужить стимулом к очередному этапу разрядки напряженности в отношениях двух держав, чего, несомненно, в Москве молчаливо желают не меньше, чем в Вашингтоне.