Константин Казенин: Что даст Абдулатипов Дагестану?
Первые комментарии к смене власти в Дагестане ясно показывают, что наблюдающие за Северным Кавказом мыслят в основном краткосрочной перспективой. Их главным образом волнует, сумеет ли новый и.о. главы региона
Однако об этих ли проблемах стоит думать сегодня? Любая перелицовка фасада дагестанской власти, какой бы резонанс она ни вызвала, не способна решить коренные проблемы этой республики. Дагестан - не тот регион, где можно рассчитывать, что будет "все как есть, только спокойнее". Криминальная турбулентность, в зоне которой республика находится уже третий десяток лет, на мой взгляд, связана в первую очередь не с конкретными чиновниками и не с происками "коварного зарубежья", а с особенностями исторического пути Дагестана.
Традиционный уклад жизни в Дагестане, особенно в горах, существовал дольше, чем в других регионах Северного Кавказа, и во многом сохраняется до сих пор. Одна из причин этого, как ни странно, климатическая: в горной части Дагестана земли, пригодные для занятия сельским хозяйством, простираются до бóльших высот, чем в соседних республиках, так что земельный дефицит был не таким острым. Того напора миграции горцев на равнину, который был в центральной и западной частях Северного Кавказа в первой половине 20-го века, в Дагестане, как доказывают историки, в тот период не было. Процент горского населения в основных городах дагестанской равнины был мизерным еще перед
Распад СССР застал Дагестан как раз на пути от "общинного" к более современному укладу, который по сути не успел сформироваться. Девяностые годы обернулись для Дагестана фактической транспортной изоляцией (из-за войны в Чечне) и крайним ослаблением присутствия центральной власти. Выдвинувшиеся тогда предприниматели, лидеры национальных движений по факту стали сами поддерживать порядок в регионе, опираясь на собственные "армии". Сформировалось несколько силовых центров власти, иногда конкурирующих, иногда договаривающихся между собой. С небольшими изменениями в сторону формальной легализации, эта система сохранилась и до сих пор. Причем ядро каждого такого центра власти - родственники, односельчане. Вполне "по традиции"...
Однако сел в республике много, а мест в верхах - гораздо меньше. Поэтому сегодняшняя дагестанская жизнь формирует в обществе крайне мощный запрос на перемены. Именно его используют, кстати, и радикальные течения, предлагая свою программу перемен. Этнические движения, постепенно возвращающиеся в дагестанскую политику после десятилетнего перерыва, также начинают большинство своих воззваний с напоминания, что "как сейчас, жить нельзя".
В Дагестане, чтобы начать мыслить оппозиционно, не надо читать Facebook или газеты соответствующей направленности. Там достаточно осознать, что, если ты и твоя семья оказались вне элиты, сформированной силовым путем в 90-е, то у тебя, скорее всего, нет перспективы не только заработать у себя на родине, но и с пользой распорядиться там средствами, заработанными в других регионах. Приведу лишь одну характерную деталь. Бум частного строительства, охвативший Дагестан, многие связывают с высокой рождаемостью. Однако как объяснить в этом случае целые улицы незаселенных, неотделанных частных домов (так называемых "каркасов") в городах и селах республики, в том числе там, откуда идет интенсивная трудовая миграция в другие регионы? Не в том ли причина их появления, что для местных жителей это единственное относительно безопасное вложение средств у себя на родине? Ведь отобрать силой "каркас" - в большинстве случаев все же не так интересно, как, например, отобрать развивающийся бизнес.
Сможет ли чиновник, присланный в Дагестан из Москвы, в одночасье изменить ту трагическую ситуацию, которая складывалась в республике многие годы? Вопрос скорее риторический. Однако смена власти происходит не каждый день, и приход нового руководителя может, по крайней мере, послужить поводом для того, чтобы общество попыталось осмыслить, куда идет регион, перед какой пропастью он оказался и почему. Понимание этого позволит хотя бы немного приблизиться к более продуманной политике на всех уровнях власти.