Отставка главы Дагестана Магомедсалама Магомедова могла произойти вследствие "кулуарного фактора". Такое мнение ИА REGNUM выразил заведующий сектором Кавказа Центра цивилизационных и региональных исследований РАН Энвер Кисриев, комментируя принятую 28 января президентом РФ отставку Магомедова.

"Я не слышал никаких серьезных критических замечаний в адрес Магомедова в последний период - год, полтора года. Работа шла, она не была впечатляющей, но никаких проколов не было. Постепенно наращивалось улучшение экономических показателей, смена руководства не вызывала резких конфликтных ситуаций, терактов не становилось больше, даже меньше становилось. Что произошло, я не знаю. Похоже, что в России все больше и больше начал действовать некий кулуарный фактор, фактор неких сильных структур в центре, которые влияют на принятие решений", - сказал Кисриев.

Эксперт также объяснил, почему бывший глава Дагестана Муху Алиев не получил после отставки никакой должности на федеральном уровне, а Магомедов назначен на высокий пост замглавы администрации президента РФ. "Муху Гимбатович выражал откровенное недовольство многими важными решениями, которые принимались. В частности, он был против договора о границах между Азербайджаном и Дагестаном, он даже сорвал один раз эти переговоры, которые тогда готовил Дмитрий Медведев. Было еще несколько серьезных конфликтов экономического плана президента Дагестана с центральными структурами. Его сняли и через некоторое время быстро заключили договор с Азербайджаном, иногда кажется, что Алиеву не дали возможность побыть второй срок именно для того, чтобы он не препятствовал заключению этого сомнительного, несимпатичного, мягко выражаясь, договора России с Азербайджаном, в котором были сделаны серьезные уступки Азербайджану за счет населения приграничных районов Дагестана. Алиев также отказался ехать получать орден, к которому был представлен к 70-летию, тем самым выразив открыто свое отношение к власти в Москве. Я думаю, что она ему ответила тем же самым", - сказал Кисриев.

По его мнению, Магомедов получил высокую должность потому, что "он ничего такого не совершил, чтобы быть так отставленным через три года после прихода к власти". "Это большое неуважение. Он вполне мог бы работать до конца срока. Может быть, это форма извинения перед ним, компенсация тем репутационным потерям, которые он действительно несет. Или, может быть, причина в том, чтобы избавить его от мелкой мести людей, которые почувствовали себя ущемленными в период его правления, он же портил отношения со многими людьми, принимая решения в Дагестане. Магомедова сняли с должности, но попытались сохранить его политический вес", - считает эксперт.

Назначенный временно исполняющим обязанности главы Дагестана Рамазан Абулатипов - самый известный из дагестанских политиков, он занимал самые высокие должности в политической иерархии России, отметил Кисриев. "Правда, он никогда не был реальным политическим бойцом на поле Дагестана, он не является представителем того или другого клана, так называемых "этнопартий" Дагестана. Он не замешан в коррупционных и другого рода скандалах. Он никогда не был представителем реальной политики, того жесткого процесса, в котором решаются действительные проблемы власти. Получается, что самые высокие его достоинства оказываются самыми серьезными недостатками в нынешней должности. Он, не будучи представителем клана, будет вне их и одновременно он не сможет обойтись без того, чтобы с ними каким-то образом ладить, а как это будет происходить, трудно себе представить. Ему будет нелегко. Может быть, ему надо будет через головы кланов обратиться к обществу, найти его понимание и, если они доверятся ему, он приобретет большую силу, возможности для исправления ситуации. Уже больше 20 лет формировалась политическая структура Дагестана, там уже очень опытные бойцы, и сломать эту систему, поменять ее будет очень сложно. У него будет трудная работа", - заключил Кисриев.