С 7 по 10 февраля в Москве, в Большом театре состоятся гастроли Латвийской национальной оперы. Будут представлены шедевры итальянского и российского оперного искусства "Лючия ди Ламмермур" и "Евгений Онегин" в постановке Андрея Жагарса. Член Совета банка Rietumu Александр Гафин рассказал корреспонденту ИА REGNUM о латвийской опере, ее директоре, спектаклях, солистах и зрителях.

По словам Гафина, "Латвийская опера сегодня - очень интересный, весьма профессиональный и яркий музыкальный театр, который по достоинству оценен в Европе, прежде всего благодаря своим оригинальным и смелым работам. Латвия - небольшая страна. И как в каждой такой стране тут есть определенные пиковые области, точки, в которых национальная культура достигает особых высот. Для Латвии это, в первую очередь, музыкальная культура, и оперный театр в частности. Впервые я побывал в Риге в опере лет 5-6 назад, когда стал часто навещать Латвию. С тех пор я не пропускаю практически ни одной премьеры, а некоторые спектакли смотрю по нескольку раз. Театр, как говорил Булгаков, это очень сложный механизм, и музыкальный театр здесь не исключение: он жив и развивается только тогда, когда во главе его стоит личность - яркая, творческая и авторитетная. Латвийской опере повезло, что ее директором и художественным руководителем является Андрей Жагарс. Он широко известен не только в Латвии и Европе, но и в России. Его приглашают сюда и как постановщика, и как признанного специалиста, мэтра. Так, совсем недавно Жагарс был приглашен в жюри Национальной премии России в области культуры, что стало прецедентом - впервые в таком качестве выступал иностранный специалист. "Евгений Онегин", которого в феврале представят московской публике, - это совсем свежая постановка. О ней много писали и в Латвии, и в европейской прессе, отмечая ее оригинальность, современность. Действие перенесено на 200 лет вперед, в наши дни, а встреча Онегина и Татьяны происходит не на балу, а на вполне современной гламурной вечеринке. При этом и к музыке Чайковского, и к классическим текстам режиссер отнесся тактично и бережно. Не секрет, что одна из самых больных проблем современного оперного театра - адекватная сегодняшнему дню передача эмоционального содержания классических произведений. Как поставить спектакль так, чтобы Кармен или Ленский поражали нас не только высотами вокальной техники, но и своими страстями, чувствами, характером? Увы, это получается не у всех и не всегда, на этом пути больше поражений, чем побед. Жагарсу это, безусловно, удается - его постановки интересны, захватывающи, безупречны с музыкальной точки зрения, отличаются яркой современной режиссурой и сценографией. Я уверен, что эти гастроли оправдают самые лучшие ожидания".

Как отметил Александр Гафин, "предстоящие в Москве гастроли обещают стать яркой страницей в культурной жизни российской столицы. Для рижского театра эти выступления тоже очень значимы и престижны, выступать на сцене Большого - как всегда большая ответственность и честь. И организаторы, и спонсоры гастролей ожидают, что артисты понравятся москвичам, и мы хотим видеть на спектаклях наших друзей, деловых партнеров. Совместно с Рижской мэрией и клубом российского журнала "Форбс" банк Rietumu организует большой прием по случаю открытия гастролей в Бетховенском зале театра. На него приглашены официальные лица, а также крупные российские предприниматели, которые активно работают на латвийском рынке и часто бывают у нас в Риге и Юрмале. Надеемся лично поприветствовать в этот вечер Андрея Бесхмельницкого, Петра Авена, Виктора Вексельберга и многих других членов клуба "Форбс", особенно приятно будет увидеть организаторов и звезд юрмальских фестивалей - Игоря Крутого, Аллу Пугачеву, Александра Румянцева, Филиппа Киркорова, Николая Баскова, а также звезд российской оперы и музыкальную элиту Москвы".

Гафин также прокомментировал последние события вокруг Большого театра, исполком Попечительского совета которого он несколько лет возглавлял: "Большой театр - это очень сложный механизм, и в его коллективе всегда происходили разные процессы: были сплетни, интриги, подставы, но до открытой уголовщины не доходило! Оценку этому даст следствие. Руководить этим театром очень непросто. Это равносильно тому, чтобы входить в цирке каждый вечер в клетку с тиграми. Похоже, что реконструкцию нужно было делать не только снаружи, но и внутри. Очень жалко Сергея Филина, желаю ему скорейшего выздоровления. Я уверен, что рижанам на сцену бросать будут только цветы!"