Гай Борисов: Евросоюз - Армения: наказание вместо поощрения?
"Армяне, от своей одежды до быта, от имеющей христианские истоки многослойной культуры до нынешней политической системы, являются европейцами. Политические модели Китая, России или США не могут быть применимыми у нас примерами. Нам ближе модели маленьких наций-государств Европы. В особенности, для нас могут быть примером те, кому удалось построить свободные и обеспеченные общества". Такое заявление сделал на старте своей предвыборной кампании действующий президент Армении
При этом было также сказано, что европейский вектор армянской политики и военно-стратегический союз с Россией, членство Армении в ОДКБ не противоречат тенденциям евразийской интеграции - это два взаимодополняющих процесса.
Однако если Европа до последнего времени всячески поощряла такие настроения армянской власти, развивая взаимодействие в рамках программы "Восточное партнерство" и обещая поощрять движение Армении к демократии по принципу "большее за большее", то теперь стали возникать сомнения в том, что ЕС твердо настроен видеть эту закавказскую страну в числе "маленьких наций-государств" Старого Света.
Глава наблюдательской миссии ПАСЕ на предстоящих 18 февраля президентских выборах в Армении Карин Уолдсет достаточно прохладно прокомментировала начало предвыборной кампании, отметив, во-первых, "серьезное беспокойство, связанное с неточностями в списках избирателей", а во-вторых - "всеобщее безразличие к выборам" со стороны общества и недоверие к избирательным процессам со стороны ряда ведущих политических сил.
Это, насколько можно судить, стало для официального Еревана достаточно неприятным сюрпризом, поскольку незадолго до того глава миссии наблюдателей БДИПЧ-ОБСЕ
Напомним, что от оценки европейских наблюдателей зависит, во-первых, оказание Армении помощи в размере, как минимум, 1,5 млрд евро, а во-вторых - заключение соглашений о зоне свободной торговли и ассоциации с ЕС, как утверждается - уже к концу нынешнего года. Комментарии Карин Уолдсет в этом смысле для армянской стороны явно не выглядят вдохновляющими.
Кроме того, практически одновременно был опубликован обширный доклад Европейского центра стратегической разведки и безопасности (ESISC), посвященный армяно-иранским взаимоотношениям. Сразу отметим, что столь резкой критике армяно-иранские связи еще никогда не подвергались. При этом речь идет как об экономическом, так и политическом взаимодействии Еревана с Тегераном.
В документе, в частности, говорится, что с момента обретения Арменией независимости в 1991 году именно Иран является её основным и самым надежным союзником. И хотя такой союз между христианской нацией и "светочем глобальной исламской революции" может показаться противоестественным, на самом деле взаимодействие имеет очень глубокую подоплеку. Армяно-иранский союз препятствует созданию геополитической оси между США и Азербайджаном; открывает Тегерану путь к российскому и европейскому рынкам; позволяет ИРИ обходить международные санкции и помогает реализации её ядерных амбиций. В этих условиях Тегерану легче отвечать на угрозы со стороны традиционных недругов - Турции и Израиля. Для Армении близкие отношения с ИРИ являются способом обойти блокаду со стороны Азербайджана и Турции и позиционировать себя в качестве центрального элемента на оси "Север-Юг", а также диверсифицировать энергопоставки. Одновременно растущая торговля с Ираном ослабляет зависимость армянской стороны от международных кредитов и помощи со стороны зарубежной армянской диаспоры.
Вывод экспертов ESISC позволяет говорить о торжестве самой разнузданной конспирологии. Оказывается, Иран и Армения разработали тайный план, включающий, помимо прочего, подрыв усилий, предпринимаемых международным сообществом для обеспечения стабильности в регионе и достижения мирного урегулирования карабахского конфликта. Предвзятость и однобокость документа совершенно очевидна. В докладе ничего не сказано о том, насколько в условиях азербайджано-турецкой блокады уязвима экономика и социальная сфера Армении, её коммуникации и энергоснабжение. Нет указаний на то, что, по оценке американского посла в Ереване
Доклад ESISC может означать, что определенные круги на Западе раздражены растущим укреплением армяно-российского военно-политического союза, активностью Армении в рамках ОДКБ, хотя Ереван параллельно развивает взаимодействие с НАТО в рамках Программы индивидуального партнерства и держит в Афганистане свой воинский контингент в составе ISAF. Также не исключено, что на фоне продолжающегося кризиса в ЕС Брюссель решил притормозить как сам процесс интеграции в рамках "Восточного партнерства", так и (тем более) создать "основания", которые позволили бы отказаться от обещаний финансовой помощи Еревану. То есть, фактически, сменить поощрение на наказание, обещанный пряник - на реальный кнут. Именно об этом говорит критика в адрес предвыборных процессов в Армении и торгово-экономического сотрудничества Еревана с Тегераном, которое, заметим, существует не первый год, но никогда не вызывало вопросов и упреков, тем более - столь резких и явно преувеличенных.
Впрочем, предвзятость доклада ESISC настолько очевидна, что одна из ереванских интернет-газет предположила, что к официальной политике ЕС этот документ отношения не имеет. Возможно, предполагает издание, что такой текст родился благодаря лоббингу Баку, который всеми способами пытается дискредитировать армянскую сторону. В контексте ведущейся между сторонами карабахского конфликта ожесточенной информационной войны подобный вывод имеет право на существование.
Гай Борисов, политический обозреватель ИА REGNUM