Перспективы шведско-финского военного союза и "кризис доверия" по-эстонски: дискуссия
13 января 2013 года в статье "Оборона может потребовать совместное владение военными технологиями на Севере" в издании Dagens Nyheter министр иностранных дел Швеции
Шведы согласны с тем, что Северным странам, под которыми подразумеваются государства скандинавов + Финляндия, следует объединить усилия в области внешней политики, национальной безопасности и обороны. "Мы будем активизировать наши усилия в
Совместное владение военными ресурсами, технологиями и техникой - таково новое предложение министров иностранных дел и обороны Швеции. "Совместное обладание военным потенциалом и ресурсами, объединение и совместное использование являются центральным элементом шведского видения Северного оборонного сотрудничества", - объявляют ответственные за внешнюю политику и политику безопасности шведские министры.
Очевидно, что за подобного рода предложениями стоит сильный военно-промышленный комплекс Швеции, заинтересованный в расширении заказов и объединении оборонных предприятий и лабораторий других скандинавских стран и Финляндии под своим главенством.
В своем комментарии шведские министры намекнули на Россию, как основного противника в приарктическом регионе Северных стран: "Швеция заинтересована в укреплении ценностей, которые мы связываем с современным демократическим обществом. Речь идет о правах человека, свободе и верховенстве закона. В сотрудничестве с нашими северными друзьями, мы можем получить большее влияние на наши общие ценности".
Интересна последовавшая мгновенная и противоречивая реакция финской стороны, к которой собственно и адресовано было, в первую очередь, предложение шведов. В воскресенье 13 января 2013 года в интервью финскому порталу телеканала Yle ("Юле") министр обороны Финляндии Карл Хаглунд (Шведская народная партия) заявил: "Разумеется, на практике это означает, что нам следует иметь какое-то соглашение об обороне со Швецией, поскольку речь зашла о важнейшем потенциале, например, в военно-морском флоте или военно-воздушных силах". Министр Хаглунд высказал мнение, что общие "технологии" для обороны потребуют детального разделения деятельности между Финляндией и Швецией. Он отказался уточнить, как это будет выглядеть на практике, помимо упоминания примера разделения ответственности за наблюдением за морем и за воздушным пространством.
"Именно поэтому требуется государственное соглашение или оборонный союз. Я лично не исключаю такой возможности. Однако это будет возможно, не через два года", - предположил министр обороны Финляндии, добавив, что проблемой является "основной вопрос принципа", поскольку в подобного рода сотрудничестве не должны участвовать северные страны-члены
Хаглунд, отмежевавшись от членов НАТО - Норвегии, Дании и Исландии, посчитал, что шведы предлагают Финляндии "оборонный союз" или "оборонное соглашение".
Спустя день во вторник 15 января 2013 года в утренней телепрограмме первого канала Yle "Ааму-Тв" Хаглунд сообщил, что он надеется получить от своего шведского коллеги дополнительную информацию о предложенном сотрудничестве в области обороны. На четверг 17 января 2013 года запланирован визит министров иностранных дел и обороны Финляндии в Швецию для встречи с их шведскими коллегами.
Министр иностранных дел Финляндии Эркки Туомиоя также публично сообщил в минувший уикенд свое видение ситуации. Он посчитал возможным совместное владение военными технологиями. Однако он подчеркнул, что совместное владение предполагает соглашение о том, как применять эти технологии. По мнению Туомиойи, последнее предложение шведских министров ничего нового не содержит. В статье шведов, полагает Туомиоя, констатируется множество мер, уже реализованных Финляндией и Швецией. Сотрудничество Финляндии и Северных стран носит весьма практический характер. В качестве примера министр иностранных дел Финляндии назвал совместные военные учения, совместную военную подготовку, совместные закупки, а также сотрудничество в области кризисного урегулирования и патрулирования. "Иногда в этом сотрудничестве принимают участие все скандинавские страны, а иногда только две страны", - сделал вывод Туомиоя.
Черту под высказыванием своих подчиненных по правительству в понедельник 14 января 2013 года подвел сам премьер-министр
Президент Финляндии
В проходящую дискуссию об оборонном сотрудничестве Швеции и Финляндии не преминул вмешаться министр иностранных дел Эстонии
Можно подвести итог дискуссии вокруг шведских предложений в области совместной оборонной политики Северных стран. Стало очевидным, что Финляндия ведет двойственную политику в отношении Северного оборонного сотрудничества. С одной стороны, финны явно заинтересованы в его развитии. Они готовы и дальше принимать участие в совещаниях Северного союза, посвященных оборонной тематике. С другой стороны, финны демонстрируют, что они не хотели бы связывать себя формальными договорами. При этом отметим, что уровень военного сотрудничества Финляндии с НАТО и скандинавскими странами на порядок выше ситуации, существовавшей до 1992 года. В частности, в 2000-е годы это выразилось в регулярном участии финских военных в совместных военных учениях со странами НАТО Cold Response в арктических областях Норвегии.
Дмитрий Семушин - европейский обозреватель ИА REGNUM