Итоги состоявшейся 13 января в Черновцах встречи глав МИД России и Украины Сергея Лаврова и Леонида Кожары и высказанное ими намерение восстановить ключевую роль Москвы и Киева в молдавско-приднестровском урегулировании прокомментировал 15 января для ИА REGNUM председатель Ассоциации независимых политологов Приднестровья Андрей Сафонов:

"Итак, встреча руководителей внешнеполитических ведомств России и Украины состоялась. Это не значит, что все противоречия между двумя государствами сняты. Но по некоторым проблемным аспектам работать вместе вполне возможно.

Во-первых, речь идёт о молдавско-приднестровских отношениях и об урегулировании конфликта на Днестре. Во-вторых, о противодействии румынской экспансии. В обоих случаях важным является то, что Украина теперь председательствует в ОБСЕ.

Несмотря на то, что в отношении к молдавско-приднестровскому конфликту между Москвой и Киевом тоже есть расхождения, два момента сближают русскую и украинскую дипломатию: борьба Румынии за доминирование в Молдавии и наличие в Кишинёве прорумынской власти. Это создаёт угрозу, как русским, так и украинским интересам. Если политики и бизнесмены России и Украины ещё как-то могут договориться и разделить сферы влияния в бывшей Молдавской ССР, то Румыния требует всё и сразу. От России - вывода войск и миротворческих сил из Приднестровья. От Украины - дальнейших (вслед за Черноморским шельфом у острова Змеиный) территориальных уступок. Одна из них - Северная Буковина, где как раз встречались Сергей Лавров и Леонид Кожара. Вторая - дунайские острова, включая Майкан.

14 января из СМИ стало ясно, что РФ и Украина нацелены поднять роль стран-гарантов (т.е. самих себя) в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - гаранты и посредники, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM). Это - уже общая позиция. Какую именно точку зрения они будут формулировать и отстаивать на февральских переговорах во Львове по молдавско-приднестровскому урегулированию - пока неясно. Кое-что украинская сторона, возможно, сформулирует во время предстоящего визита Леонида Кожары в Москву в качестве действующего председателя ОБСЕ.

Однако не подлежит сомнению, что румыны будут подстрекать Кишинёв стоять насмерть по поводу унитарной модели молдавско-приднестровского урегулирования. Если данный подход встретит одинаково критическое отношение и России, и Украины - это будет весьма позитивно.

В СМИ прошли сообщения, что Сергей Лавров во главу угла ставит договоренности о решении проблем между Кишиневом и Тирасполем, которые пока мешают установить доверие между сторонами конфликта и, тем самым, обеспечить более комфортную жизнь на обоих берегах Днестра. Речь, по словам министра, идет об экономических, транзитных и транспортных вопросах. "Как только они будут успешно решаться, постепенно создадутся и необходимые условия для того, чтобы приступать к обсуждению политического статуса Приднестровья", - уточнил глава МИД РФ.

Очевидно, что Сергей Лавров даёт понять, что не следует спешить с обсуждением модели политического урегулирования конфликта. Возможно, министр исходит из того, что правящий в РМ Альянс за европейскую интеграцию в значительной степени сориентирован на Бухарест. Поэтому давать даже теоретическую возможность лидерам Молдавии установить контроль над политическим полем ПМР - не в интересах России и Украины. Если дальнейшие российско-украинские консультации сформируют общий подход о том, что политические, институциональные вопросы, а также вопросы безопасности из "Третьего пакета" повестки дня переговоров в формате "5+2" можно отложить на неопределённый срок - вот такая позиция будет отвечать интересам и Киева, и Москвы, так как самостоятельное Приднестровье является одним из буферов на пути румынской экспансии".