Генеральная прокуратура Литвы сегодня, 11 января, в последний рабочий день перед очередной годовщиной трагических событий 13 января 1991 года у Вильнюсской телебашни, предъявила обвинения в преступной деятельности 13 января 1991 года сразу 81 человеку, сообщили ИА REGNUM в прокуратуре Литвы. Это самый массовый иск в делах подобного рода и один из самых массовых исков во всей правовой практике Литвы.

В настоящий момент следователи завершают проведение предусмотренных процессуальных действий по сбору данных, а на основании полученных данных готовятся извещения о предъявлении подозрений.

"Как только будут подготовлены тексты сообщений о подозрении, прокуроры обратятся к судье с просьбой признать подозреваемыми в участии в упомянутых событиях граждан иностранных государств и произвести прочие действия, связанные с завершением досудебного расследования", - говорится в сообщении прокуратуры.

Сейчас материалы дела составляют около 700 томов.

ИА REGNUM ранее сообщало, что Генеральная прокуратура Литвы еще 27 декабря объявила о завершении расследования дела двух бывших руководителей Вильнюсского ОМОНа, которые за события 1991 года в Литве обвиняются в преступлениях против человечности и военных преступлениях. Болеслав Микутынович и Владимир Разводов, которые в настоящий момент находятся в России и которых Россия отказывается передать Литве, будут судиться заочно. Дело направлено в суд.

Отметим, что Россия не передает своих граждан иностранным государствам. Это не первое дело подобного характера в Литве.

ИА REGNUM напоминает, что 11 мая 2011 года литовский суд признал Михайлова виновным в убийстве литовских должностных лиц на КПП "Мядининкай" 31 июля 1991. Михайлов приговорен к максимально возможному наказанию - пожизненному заключению. Любопытно, что приговор обжаловали обе стороны. Адвокаты Михайлова просят его оправдать. Прокурор предлагает переквалифицировать преступление и признать Михайлова виновным не только в убийстве, но и в военных преступлениях и преступлениях против человечности. К этому же стремится и политическая элита Литвы, использующая ситуацию в своих целях.

Ранее ИА REGNUM сообщало, что 9 февраля осужденный по так называемому "Мядининкайскому" делу бывший омоновец Константин Михайлов (Никулин) категорически не согласился с попытками прокуратуры переквалифицировать дело в иную статью Уголовного кодекса - "запрещенное международным правом обращение с людьми".

Также отметим, что в Литве несколько лет назад впервые было публично оспорен ход событий 13 января. Во время прямого эфира местной радиостанции, литовский политик Альгирдас Палецкис заявил, что в событиях тех дней больше неясностей, чем ясного, а некоторые свидетели тех событий в различных в том числе и открытых источниках утверждают, что жертвы среди гражданских лиц случились из-за провокаций активистов движения за независимость Литвы, т.е. самих литовцев. "Выясняется, что, возможно свои стреляли в своих". За эту фразу Палецкис был осужден по статье "отрицание советской агрессии" - он стал первым осужденным по этой статье.

О том, что военные не стреляли по гражданским, а автоматы были заряжены холостыми патронами, утверждает и командовавший операцией в Вильнюсе генерал Усхопчик, который в настоящий момент проживает в Белоруссии. Власти нынешней Литвы безуспешно добивались от Белоруссии выдачи Владимира Усхопчика, возлагая на него ответственность за гибель гражданских лиц около вильнюсского телецентра в ночь с 13-14 января 1991 года. Согласно распространённой в Литве версии, войска Советской Армии в январе 1991 года пытались захватить власть в провозгласившей независимость от СССР республике; Усхопчик как командир вильнюсского гарнизона несёт ответственность за гибель людей, вышедших на митинг в защиту литовской независимости и расстрелянных советскими военными. Официальный Вильнюс не смог предоставить властям Белоруссии удовлетворительных оснований необходимости выдачи Усхопчика. В настоящее время генерал проживает в Минске.

Тем временем, сам осужденный за свои высказывания Альгирдас Палецкис собрал десятки свидетельств живых очевидцев, которые утверждают, что видели выстрелы с крыш домов, тогда как советские солдаты находились внизу у Телебашни. Также есть свидетельства, что на место столкновения из моргов литовскими властями подбрасывались трупы, которые потом выдавались за жертв агрессии. Кроме того, существует официальная медэкспертиза погибших в ту ночь. В ней излагается, что, например, один из погибших умер от смертельного ранения от дореволюционной винтовки "Мосина". Палецкис публично сомневается, что советский ОМОН использовал во время штурма Телебашни такое допотопное оружие.