Константин Воронов: Рискованные маневры ЕС-элит в рецессивные времена
Стороннему наблюдателю обычно тяжело представить во всех оттенках и полноте, похоже, социально-политическую, человеческую драму, которая разворачивается сейчас в Европе. Особенно в её благословенно южно-"курортном" сегменте в результате первоначально долгового, затем продолжающегося системно-воспроизводственного кризиса, а теперь его второй волны, рецессии (болезненно затяжного спада производства, замедления темпов экономического роста) особенно в зоне евро. Повсеместно накапливается недовольство, усилились протестные настроения политике "затягивания поясов" властей, сокращения жизненного уровня населения, опасно беспрецедентного роста безработицы. Стремясь достичь относительных, абстрактных хозпоказателей в борьбе с кризисом, ЕС-элиты своими руками словно подрывают основы и без того хрупкого социального согласия и мира.
Всеобщие забастовки в Афинах, Риме, Мадриде, Лиссабоне и других городах в предновогодние недели вскрыли масштабы массового сопротивления - ширящегося отпора со стороны миллионов трудящихся экономическим мерам власть имущих. Впервые с начала кризиса демонстранты, протестующие, забастовщики разных государств (Бельгии, Франции, Испании, Италии, Греции, Португалии) начали координировать совместные протестные акции. В результате отдельные сектора экономики (транспорт, тяжелая промышленность, сфера услуг), некоторые регионы и города оказались фактически парализованными. Происходили многочисленные опасные столкновения протестантов с полицией, силами правопорядка. Европейские СМИ переполнены душераздирающими историями личных и семейных трагедий, непосредственных последствий продолжающегося кризиса: о шокирующих актах суицида, поломанных человеческих судьбах, трагедиях лиц старшего поколения, многочисленных семей с малолетними детьми, многих сограждан в одночасье ставших бездомными, выброшенными на улицу, где бедность и нужда только растут, наступают.
Ширящееся социальное бедствие в еврозоне создает также доселе новую подходящую среду для экстремистов всех мастей. Во многих частях Старого Света этнацистские, сочувствующие им партии и экстремистские группировки наступают, исламистские фундаменталисты-фанатики (не стоит забывать, здесь 44 млн. мусульман) активизировали усилия по вербовке своих сторонников. В ФРГ, запрещенная неонацистская партия
Социальная сумятица, народное недовольство, поляризация и активизация экстремистских политических сил, обострение общественных настроений крайне тревожат, разумеется, ведущих политиков Европы. Но эта чрезвычайная политическая озабоченность евроэлит не может лишь бесконечно длиться дальше и дальше, а должна перерастать, очевидно, в необходимые практические действия, принятие эффективных результативных решений.
Четыре года кризиса, многомиллиардные вливания понадобились Большому Брюсселю (неформальной столице, центру сосредоточения институтов
Руководство
Последние, весьма трудные решения ЕС-руководства представляются для многих всё же, как недостаточные, запоздалые, противоречивые. Так, Совет министров экономики и финансов 27 стран-членов единогласно недавно одобрил решительный шаг на пути углубления европейской экономической интеграции - создание надзорного механизма за банками. Это решение напрашивалось давно, его нужно было создавать вместе с евро в 1998 г. Однако ЕЦБ начнет отслеживать все вопросы, связанные с финансовой стабильностью и принимать превентивные меры в еврозоне, только лишь с марта 2014 г. Остается без ответа ключевой вопрос: кого будут контролировать - только системообразующие банки или все? На этой основе намереваются создать в будущем Банковский союз, который немедленно отказались поддержать Великобритания, Швеция и Чехия.
Несмотря на декларируемую Большим Брюсселем приверженность евросолидарности, ЕС-властям и руководству стран-участниц не удалось решить очевидную экстрапроблему - принять рамочный бюджет организации на 2014-2020 гг. В Европейском Совете не смогли выработать компромиссное решение, никто, как говорится, не хотел уступать. Подобное поведение евроэлит в условиях продолжающего кризиса, или теперь на фазе рецессии, может, полагают многие эксперты, привести к ещё большим потерям и сложностям.
Однако за всем этим ненавязчиво маячит сакраментальный вопрос: почему Греция первой попала "под раздачу", ведь с подобными хозпараметрами дюжина стран? Выбор ЕС-элитами Греции, видимо, не случаен, ведь она хронически была "белой вороной", чужаком в западных союзах. Здесь с трудом приспособились (после режима "черных полковников" с середины 1960-х до середины 1970-х годов) к западным нормам демократии и политстандартам. Афины никогда не были сговорчивым членом ни ЕС, ни
Деятельность выгодоприобретателей процесса евроинтеграции (ТНК, международные банки, финансовые корпорации), "ратоборцев" с еврокризисом из Большого Брюсселя привела к расширению круга стран, находящихся под фактическим "внешним управлением" в обмен на финансовые вливания Евросоюза. К Греции, Ирландии, Португалии теперь ещё добавился Кипр, тесно связанный с конвульсирующей греческой экономикой. Никосия служила, как известно, в недалеком прошлом "тихой гаванью" для оффшорных (в частности, российских) капиталов. Если "большая тройка" спасателей - ЕЦБ, КЕС, МВФ - вынудит киприотов к отказу от банковской тайны (а это - неизменное условие плана помощи), то такая операция по спасению оставит Остров Афродиты без средств к прежде привольному существованию.
"Активисты" евроэлит намерены использовать, похоже, еврокризис в качестве триггера-ускорителя качественного углубления интеграции в ЕС. Председатель Евросовета
В свете генеральной линии на углубление евроинтеграции становится понятным примирительный подход Большого Брюсселя, его "политика умиротворения" в отношении разнородных автономистов, пассионарных сепаратистов всякого рода в странах-членах ЕС. В этом взрывоопасном списке: Дания - Гренландия и Фарерские острова, Великобритания - Шотландия, Бельгия - Валлония и Фландрия, Испания - Каталония, страна Басков, Италия - Ломбардия и пр. Этот ряд можно без труда расширить и продолжить. Поддержка курса на регионализацию (концепция "Европа регионов") евроинтеграторами произошла давно, но путем явной сецессии, неприкрытого ослабления суверенных прав отдельных государств в пользу наднациональных структур - только в последнее время. Евроинтеграторы, брюссельская конбюрократия, разнородные политсилы в причудливой конфигурации (от левых до правых) рассчитывают таким крайне опасным, деструктивным способом обойти, как им мнится, главное тормозящее препятствие - национальное государство. Их положение усложняется в связи с тем, что количество малых стран продолжает увеличиваться вследствие фрагментации, дезинтеграции полиэтнических государств. ЕС-элиты питают надежду тем самым подтолкнуть новые дополнительные региональные, локальные центростремительные силы евроинтеграции, добиться, в конечном счете, превращения Евросоюза в самостоятельный "центр силы". К тому же, некоторые специалисты склонны видеть в этой тенденции негласную поддержку Берлином истинных планов федерализации интегрирующейся Европы по типу проверенной мелкосубъектной, управляемой конструкции 16-ти федеральных земель (нем. Bundesland) в самой ФРГ.
Разноголосица противоречивого курса Евросоюза продолжается и в отношении России. Очередной 30-й юбилейный саммит РФ-ЕС (21 декабря 2012 г. в Брюсселе) завершился, как известно, без видимых результатов. Фактически партнеры оставили за скобками наболевшие, острые вопросы двусторонних отношений - 5-летние переговоры по новому базовому соглашению, которые замерли на точке замерзания, несмотря на вступление РФ в ВТО, пробуксовку с построением общих пространств, широко разрекламированной инициативы "Партнерства для модернизации". Текущие надежды Москвы были связаны с продвижением к безвизовому соглашению с Евросоюзом до конца 2013 г. т.е. к Сочинской Олимпиаде. В качестве дипломатического козыря президент
В условиях ухудшения внешней экономической конъюнктуры, усиления восходящих экономик
Хотя политэлиты ЕС часто описывают свои противоречивые, неторопливые неэффективные акции в качестве безусловных судьбоносных решений, они ввергают своих сограждан во все большую, глубокую безысходность. Политическая игра, которая происходила внутри награждения Нобелевской премией мира 2012 г. Евросоюза, приобрела поистине гротескный характер. Прибывшее в Осло на получение этой престижной в прошлом награды ЕС-руководство (Х. ван Ромпей, М. Баррозу и председатель
Неспособность обуздать наступающую хозяйственную рецессию Старого Света, особенно критическое обособление Южной Европы, трудно точно спрогнозировать. К тому же, развитие Евросоюза в целом и в его странах-членах по отдельности, может иметь, безусловно, судьбоносное значение для новой России. Европа для нас в особом классе - важнейший крупнейший рынок для российских товаров, услуг и капиталов. Москва продуктабельно, рационально завязывает сейчас подлинно новые узы с Европой, россияне - прямые межчеловеческие контакты, открытые связи с культурно-цивилизационно близкими нам европейцами. Мы не выдаем им нобелевских премий, а продаем лишь свой природный газ, нефть, лес, металлы. Но вряд ли согласимся механически участвовать в погашении чужих долгов, безвозмездно делиться своими золотовалютными накоплениями. Мы постоянно озабочены тем, чтобы быть самим в порядке, желательно, на европейском уровне. Старушка Европа для нас стала теперь ещё больше разделяться, члениться, множиться - Западная, Центральная, Северная, Восточная, Южная... Россияне традиционно тянутся к теплому югу. Но атмосфера на улицах многих городов Южной Европы в последнее время поднакалилась, они стали, увы, достаточно "горячими", менее беспроблемными, мирными, спокойными.
Воронов Константин Валентинович, кандидат исторических наук, зав. сектором ИМЭМО