Гай Борисов: Грузия - внутренний конфликт и внешнее подчинение. Закавказские сценарии на 2013 год
Политический конфликт в Грузии - премьер-министр Иванишвили против президента Саакашвили - становится все более острым и интригующим. Многое подсказывает, что двум группировкам вряд ли удастся ограничиться простым политическим оппонированием.
Сторона Иванишвили наращивает давление. За решеткой уже многие из бывших видных грузинских "реформаторов". Ключевые министры кабинета Саакашвили, в том числе и некогда всесильный экс-глава МВД и экс-премьер
Конфликт Иванишвили с Саакашвили постепенно выходит за рамки грузинской внутренней политики. Стоит напомнить, что сразу после подведения итогов парламентских выборов в Грузии, когда стало очевидно, что партия Саакашвили в них проиграла, президент России
Надо сказать, что Бидзина Иванишвили нанес свой первый официальный визит в Брюссель. Вернувшись оттуда, он заявил, что поездка грузинской делегации во главе с ним в Европу "обошлась бюджету страны дорого" и добавил, что ожидаемый многими визит в США он запланирует в будущем году - "в наиболее подходящее для этого время". В указанном заявлении Иванишвили велика доля популизма, однако с точки зрения анализа политической обстановки, это немаловажный сигнал. Вряд ли Саакашвили мог бы позволить себе ляпнуть что-либо подобное. Здесь допустимы две версии - либо в США пока не готовы говорить с новой грузинской властью (что наиболее вероятно), либо Иванишвили не рассчитывает получить в Вашингтоне что-либо, что бы перекрыло расходы на поездку туда (тоже вполне допустимо). В любом случае, повестка отношений Грузии с США серьезным образом пересматривается. Правда, это не мешает разноплановым американским и европейским делегациям продолжать активно влиять на текущие в Грузии процессы - в Тбилиси за последние пару месяцев побывали все - от Генерального секретаря НАТО Фог-Расмуссена и Верховного представителя по внешней политике ЕС Эштон, до целой вереницы заместителей Госсекретаря США, их помощников и заместителей помощников. Влияние Запада на внутриполитическую ситуацию в Грузии остается подавляющим.
Грузия, являющаяся, по определению одного из армянских политиков, "ключом к антироссийскому поясу на постсоветском пространстве" - важнейшее направление американской политики в Закавказье, особенно с учетом продолжающегося охлаждения отношений Вашингтона с Москвой. Предположения о некоем сговоре между Россией и США относительно расклада сил в Закавказье кажутся на данном этапе безосновательными. Скорее, Москва и Вашингтон сошлись в этом регионе в жестком клинче - Россия сохраняет военно-политическое доминирование в Армении, а Азербайджан тяготеет политически и экономически в сторону Турции и Запада. В этой ситуации внешнеполитическая стратегия Грузии как играла, так и играет ключевую роль в определении баланса сил в Закавказье.
Это, кажется, осознается новым грузинским правительством. Как заявил Иванишвили, "Грузии досталось очень интересное геополитическое положение, которое следует использовать максимально эффективно. Мы очень много работаем над этим. Этой цели служит мой визит в Азербайджан, а после этого я собираюсь посетить Армению, потом Турцию". В Тбилиси, кажется, начали понимать, что втянув Грузию в глобальную политику в качестве "яблока раздора" без видимых дивидендов для самой страны, Саакашвили поставил под удар и ее потенциал в качестве действительно важной региональной страны. Поэтому на региональном уровне Иванишвили был вынужден пойти на более решительные заявления и действия.
Конфронтация с Россией стоила Грузии энергетической независимости, поскольку плотно привязала к монопольному поставщику газа в лице Баку. Экономическое и политическое влияние Азербайджана и Турции в Грузии нарастало год от года. Баку смело лоббировал и кредитовал важные для себя проекты на грузинской территории, пользуясь полной поддержкой Саакашвили.
И вот 21-го декабря прошлого года Иванишвили заявил, что строительство железной дороги Ахалкалаки-Карс в рамках проекта Баку-Тбилиси-Карс вызывает у него вопросы, которые он намерен поставить в ходе предстоящего визита в Азербайджан. Некоторые грузинские эксперты и ранее выражали сомнения в целесообразности этой магистрали. Так, в одном из комментариев для "Независимой газеты" экс-глава грузинского МИД
В аналогичном ключе до визита в Баку расставил акценты и Бидзина Иванишвили. Из его второго заявления по данной теме, прозвучавшего 24 декабря, стало ясно, что Баку-Тбилиси-Карс оставляет за региональным рынком транзитных перевозок не только Армению, но и более 420 километров действующих железнодорожных коммуникаций самой Грузии, а также, что еще более важно, снизит грузооборот грузинской портовой инфраструктуры. Не удивительно. Финансируя проект (Баку выделил на эти цели почти $1 млрд), Азербайджан заботился не о загрузке грузинских портов на черноморском побережье, а стремлением обеспечить железнодорожную связь с Турцией по кратчайшему из возможных в обход Армении маршрутов, а также получить железнодорожный доступ к Нахичевани - своему анклаву, заблокированному территорией Армении.
Реакция азербайджанской стороны на заявления Бидзины Иванишвили оказалась крайне болезненной, что полностью подтверждает мысль Зурабишвили о том, что дорога нужна именно Азербайджану и его стратегическому союзнику - Турции. В Баку Иванишвили вполне прозрачно дали понять, что готовы пересмотреть цену на поставляемый в Грузию азербайджанский газ, которая пока составляет $200 за 1000 куб.м. Кроме того, прозвучала и угроза пересмотреть тарифную политику в области транзитных грузов. В таком случае о предвыборных обещаниях Бидзины Иванишвили, который, например, сулил избирателям поэтапное снижение тарифов на газ, улучшение иных социально-экономических параметров, можно было бы забыть сразу и навсегда.
Грузинский премьер моментально сменил риторику. Выяснилось, что он, оказывается, никогда не ставил под сомнение вопрос о строительстве железной дороги, и желание обострить ситуацию в связи с его заявлением возникло только у оппозиции. С экономической точки зрения все вопросы решаемы и они никого, включая самих азербайджанцев, "не напрягают", сказал Иванишвили. Более того, будучи в Баку он назвал свои высказывания относительно проекта Баку-Тбилиси-Карс (БТК) "поспешными". Также Иванишвили заявил, что после переговоров с президентом
Однако в Баку, насколько можно понять, все эти извинения (а по своей сути высказывания Иванишвили были именно извинениями) большого впечатления не произвели. Там вопрос строительства БТК явно не считают мелким, напротив, называют проектом мирового масштаба и частью системы региональной безопасности. Бакинская пресса сочла, что слова Иванишвили стали попыткой получить от азербайджанской стороны дополнительные преференции. "Иванишвили идет по стопам Саакашвили, который также использовал транзитный потенциал Грузии, проще говоря, зависимость Азербайджана", убеждены эксперты газеты "Зеркало", по мнению которых новый грузинский премьер пытается использовать эту зависимость для того, чтобы возложить на Баку часть расходов по реализации собственных предвыборных обещаний. Отсюда делается вывод, насколько опасно для Азербайджана иметь подобного "союзника".
Впрочем, в Баку, разумеется, понимают, что президент Михаил Саакашвили, оторвав свою страну от России и СНГ, так прочно привязал Грузию к азербайджано-турецкому тандему, что никакого пространства для маневра у новых грузинских властей на деле нет. Иванишвили тоже это быстро понял, иначе не стал бы поспешно дезавуировать собственные заявления, попутно превознося "мудрость" действующей азербайджанской власти. К тому же у Баку есть еще один козырь, который был продемонстрирован грузинскому премьеру.
В той же газете "Зеркало" говорится, что на фоне явной ненадежности грузинской стороны выгодным союзником для Азербайджана могла бы стать... Армения. Сегодня говорить об этом не приходится, поскольку Баку угрожает решить карабахскую проблему силой. Но в перспективе - ничего не исключено. "По большому счету, Армения и Азербайджан являются потенциальными союзниками. Армения нуждается в транспортно-коммуникационных коридорах, в энергетических ресурсах и, наконец, создании атмосферы инвестиционной привлекательности страны для реализации более независимой политики. Азербайджан в свою очередь нуждается в диверсификации транспортно-коммуникационных экспортных маршрутов, хотя бы для того, чтобы избавиться от односторонней зависимости в этом вопросе от Грузии", - сказано в публикации.
Фактически впервые в Азербайджане, пусть и на неофициальном уровне, высказана идея, которая уже в течение многих лет предлагается армянской стороной: "разморозить" торгово-экономические взаимосвязи сторон конфликта, деблокировать транспортно-энергетические коммуникации, а уже после этого, в условиях новой региональной реальности, начать конкретное разрешение карабахского вопроса. Однако этот намек сделан, конечно же, не только для того, чтобы припугнуть Тбилиси наличием возможной альтернативы грузинской транзитной монополии. Ясно, что таким образом самой Армении пытаются "помочь" определиться в геостратегическом выборе между Западом и Россией. Известно, что процесс, который ныне протекает в рамках программы Евросоюза "Восточное партнерство", участником которой является Ереван, должен завершиться заключением соглашений о зоне свободной торговли и об ассоциации республики с Евросоюзом, причем - уже в конце начавшегося 2013 года. Одновременно Россия не оставляет попыток присоединения Армении к Таможенному союзу. Причем отсутствие общих границ для этого не является препятствием, как то неоднократно утверждали в Армении. Руководитель Евразийской экономической комиссии
Очевидно, что продолжение блокады со стороны Азербайджана и Турции, отсутствие перспектив в плане развития международной кооперации, усиление изоляции Армении в результате запуска новой магистрали Баку-Тбилиси-Ахалкалаки-Карс вынудят Ереван сменить европейскую ориентацию на евразийскую, то есть довести до максимума экономическое и военно-техническое партнерство с Россией, тем самым гарантировав свою безопасность. Возобновление торгово-экономических связей с Азербайджаном (что автоматически предполагает и деблокаду армяно-турецкой границы) даже в условиях нерешенности карабахского кризиса практически исключит евразийскую перспективу для Еревана. Тем более что в недавнем интервью телеканалу "Россия 24" президент Азербайджана Ильхам Алиев, в частности, заявил, что его страна не видит перспектив для себя ни в Таможенном союзе, ни в Евразийском союзе. Дав понять, что Азербайджан в экономическом и финансовом отношении вполне самодостаточен, президент Алиев подытожил свою позицию русским присловьем "от добра добра не ищут". По-видимому, парадигма подобного "добра" должна быть экстраполирована и на Армению. Что, заметим, полностью соответствует озвученным госсекретарем США
Гай Борисов, политический обозреватель ИА REGNUM