Ирина Гаглоева об итогах года для Южной Осетии: Впервые за много лет названы все проблемы
Москва, 30 декабря, 2012, 09:03 — ИА Регнум. Позади еще один год в истории нашей страны. Наша история, развитие страны идет в сложных геополитических, социально-экономических условиях. Страна пережила тяжелую двадцатилетнюю войну, которую вела против нас Грузия, и войти в ритм эффективной, конструктивной динамики в современных условиях непросто.
Главным контекстом, при всех противоречиях, упущениях откровенных неудачах, недоработках, является стремление обустроить свою страну, создать достойные условия для реализации своего потенциала, гражданам Республики установить добрые отношения с теми, для кого мир и стабильность, демократия и прогресс - особые смысловые и определяющие понятия.
2012 год был годом активных политических процессов, отразивших ту реальность в которой общество живет, обнаружило те проблемы, которые назрели, определило стратегию и конструктивные шаги. Главное будет правильно расставить акценты и не отступать от цели.
Главное, конечно, что запомнится из 2012 года - это выборы президента страны. Проходили они сложно, вызвали политический кризис, обнажили много проблем в избирательной, политической, социальной системах. При всей болезненности таких "открытий" представляется, что появилась реальная возможность их устранения для дальнейшего развития.
Стоит отметить и то, что политический кризис не привел к гражданскому противостоянию благодаря самоорганизации самого общества, и только. Кризисная ситуация показала слабость имеющихся партий в своем большинстве устранившихся от участия в разрешении ситуации. Недоверие к парламентским партиям в обществе дало толчок к массовому образованию партий. На сегодня уже зарегистрировано 10 партий. В обществе к этому настороженное отношение. Все понимают, что началась подготовка к парламентским выборам 2014 года. Партий становится все больше. При этом они имеют скромные оценки как инструменты политического влияния. Так или иначе партобилие - реальность, за которой, видимо, уже нужны будут и другие шаги, прежде всего в правовом поле.
Эффективная партийная система нужна и сегодняшняя общественно-политическая ситуация способствует ее развитию.
Имевший место политический кризис показал необходимость конституционных изменений. Соответствующая комиссия работает. И впервые за последние годы есть шанс, что в основной закон будут внесены продиктованные временем и реальностью изменения, а не персонифицированные пристрастия и потребности, как это уже бывало в нашей истории.
Одной из особенностей политической жизни Республики является зависимость политики, экономики и социальных отношений. Ни один вопрос экономического, социального, духовного развития не решается без вмешательства властных структур.
Здесь многое зависит от гражданского общества, которое пока не включается в активные формы работы. И если раньше причины такого явления были очевидны и связаны с властью, то сейчас совершенно другая ситуация.
Самым слабым, уязвимым местом остается экономика страны. 2012 год еще раз подтвердил слабость восстановительных процессов, отсутствие серьезных проектов по восстановлению сельского хозяйства, промышленности и.т.д. Конечно, есть объективная причина, это наследие, которое досталось нынешней команде. Выйти из того, что сделала дорвавшаяся до власти интернациональная бригада очень трудно. Доверие к властям, инвесторам и всем сопровождающим элементам серьезно подорвано. И, тем не менее, ближе к концу года есть сдвиги. Прежде всего, в дорожном строительстве, обеспечении жилищных программ, восстановлении социальных объектов. Позитивная статистика есть, вопросы экономического развития стали серьезно обсуждаться, идет поиск эффективных и адекватных решений. Концепции экономического развития пока нет, но появилась надежда, что она все- таки появится, по крайней мере, высокие персоны об этом публично заявляют.
В любом случае, процесс этот можно контролировать и с определенной цикличностью спрашивать о проделанной работе. Так, например, парламент в апреле этого года создал комиссию, которая должна была проследить за работой по замене коммуникаций. Как прошла деятельность комиссии неизвестно.
Процесс экономической реабилитации республики начался в этом году, наконец. Начался он при поддержке России, теперь главное, чтобы, как и прежде, он не был подменен другого рода действиями, которые уже были в этой сфере ранее, и которые не получили, кстати, должной оценки.
Внешнеполитический вектор развития политики Республики Южная Осетия традиционно был направлен на развитие и углубление отношений с РФ. Это приоритетное направление, на которое делается основной акцент. Нормативно-правовая динамика здесь по-прежнему активна, это объяснимо. Россия единственный гарант стабильности и развития для Республики.
Позиция международных организаций по отношению к Южной Осетии по-прежнему остается агрессивной, в плане риторики, нежелания слушать и работать в конструктивном русле. В 2012 году в рамках политических коньюктур продолжилось использование термина "оккупированные территории". В июне 2012 года в Женеве было сделано официальное обращение представителями Абхазии и Южной Осетии, где содержался призыв воздержаться от использования термина "оккупация" применительно к российским подразделениям вооруженных сил территории Абхазии и Южной Осетии, а также от любых других иных терминов подобного рода как безосновательных с юридической и фактической точек зрения".
Политика Грузии по отношению к Республике Южная Осетия остается без изменений, более того, не проглядывается даже тенденции к изменениям в положительную сторону. Факт войны Грузии против Южной Осетии переводится в формат грузино-российского конфликта, тем самым уже исключается объективная оценка произошедшего и происходящего.
Гипотетическая риторика об улучшении отношений между Грузией и Россией вызывает определенную настороженность, но в целом повлиять на развитие и ход стратегического и политического направления Республики не сможет. С одной стороны, об этом говорит и соответствующее заявление российской стороны, с другой стороны, недооценивается и позиция Южной Осетии, которая, при всей зависимости практически по всем параметрам в вопросе своего политического будущего целенаправлена и определена. Здесь влияние на нее никто оказать не сможет, такие попытки в 1990-х годах уже были, и ни к чему они не привели.
Вопросы безопасности, которые больше всего волнуют граждан республики, сегодня обеспечиваются подписанными международно-правовыми документами. Конечно, в политике, все возможно. И в Южной Осетии прекрасно видят попытку Грузии решить вопрос аннексии осетинских территорий через новые политические конструкции образование новых политических ходов. Проблема есть, и она будет обсуждаться. В 2012 году продолжала работу межпарламентская ассамблея, укреплялись формы сотрудничества между РЮО, Абхазией и Приднестровьем. Здесь есть потенциал для конструктивных действий.
2012 год - нелегкий в целом для югоосетинского государства. Но впервые за много лет все проблемы и вопросы названы, их обсуждают, идет активный поиск решений. До решения большинства проблем еще далеко, и процессы это непростые. Республика Южная Осетия живет и строит свое государство.
Глава югоосетинского медиацентра "Ир"