В Государственном Эрмитаже Санкт-Петербурга сегодня, 25 декабря, в рамках празднования 200-летней годовщины окончания Отечественной войны 1812 года открылось сразу три крупных выставки. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, на военные события можно посмотреть через полотна батальных сражений и композиции из оловянных солдатиков.

Элементы обмундирования

В этот день в 1812 года, в Вильно Александр I подписал "Высочайший манифест о принесении Господу Богу благодарения за освобождение России от нашествия неприятельского". "Какой пример храбрости, мужества, благочестия, терпения и твердости показала Россия! Вломившийся в грудь её враг всеми неслыханными средствами лютостей и неистовств не мог достигнуть до того, чтобы она хотя бы единожды о нанесенных ей от него глубоких ранах вздохнула", - говорится в манифесте.

"Наш музей тесно связан с этими событиями и является уникальным памятником победе в войне, которая завершилась взятием Парижа", - сказал директор Эрмитажа Михаил Пиотровский на открытии выставок, стоя у портрета Михаила Кутузова.

В парадных залах Зимнего дворца развернулась самая крупная из трех выставок - "Гроза двенадцатого года". Об Отечественной войне 1812 года рассказывают около 600 экспонатов. Среди них многочисленные рисунки и гравюры, зачастую выполненные непосредственными участниками битв. Оружие, видевшее кровь своих врагов. Наградные медали, ордена, предметы обмундирования, на которых написаны имена тех, кто их носил. Также на выставке представлены трофеи, захваченные в боях казаками Платова, среди которых маршальский жезл маршала Даву.

Основой же выставки явились батальные полотна Питера Хесса. "Эта живопись была заказана императором Николаем I, чтобы сохранить память о событиях войны. Здесь на выставке 6 полотен, и еще две картины находятся в Военной галереи, которая является своеобразным продолжением этой выставки", - рассказал научный сотрудник Государственного Эрмитажа, куратор выставки Виктор Велло-Освальдович Лоога.

Вторая выставка, рассказывающая об Отечественной войне 1812 года в медалях президента Академии художеств и директора Императорской публичной библиотеки Алексея Оленина, разместилась в Ротонде Зимнего дворца. По словам Михаила Пиотровского, экспозиция посвящена "культурному взрыву, который последовал в послевоенный период". "В культуре страны начал формироваться патриотизм и попытка как-то реконструировать его художественно", - отметил директор музея. Кроме того, по словам Пиотровского, война служила также "методом грандиозного культурного обмена".

Называется выставка строкой с реверса, то есть обратной стороны, одной из юбилейных медалей, - "Мы все в одну сольемся душу". Всего в экспозицию вошло 144 экспоната. Центральное место отведено проектам Алексея Оленина, который посвятил свой труд Александру I. Тогда проект воплощен не был, лишь два века спустя комплект из 13 медалей по эскизам Оленина был выполнен на Санкт-Петербургском Монетном дворе.

Для всех долгожданной Михаил Пиотровский назвал третью выставку - разместившиеся в Арапском зале Оловянные солдатики. "Это эстетика прошлых веков. Это возвращение к очень четкому миру статических фигур, которые иллюстрируют военные события", - сказал Пиотровский.

По словам куратора этой выставки, заместителя генерального директора по научной работе Эрмитажа, Государственного герольдмейстера РФ Георгия Вилинбахова, оловянные солдатики - "удивительная выдумка мастеров" - были не только игрой для мальчишек, но и элементом обучения. "Оловянные солдатики рассказывают о быте, одежде, об оружии и многом другом. Обучают военному делу, преподносят уроки отваги и патриотизма", - считает Вилинбахов.

На выставке множество солдатиков представляют не только русскую и французскую армию времени Наполеоновских войн, но и армии союзников: пруссаков, австрийцев, баварцев, саксонцев. Можно увидеть как портретные фигурки, так и группы и композиции, воспроизводящие боевые эпизоды.

Солдатики представлены из фондов Эрмитажа и других музеев. Но некоторые фигурки попали в экспозицию необычным способом. "Как-то один человек принес коробку с солдатиками в Эрмитаж. Выяснилось, что он строитель, а коробка с солдатиками была найдена им при разборке старого дома на Петроградской стороне города в печи, - рассказал куратор выставки. - Возможно, всегда останется загадкой, как они там оказались. Может быть, солдатики были спрятаны в трудные 20-е годы, когда какая-то вещь могла скомпрометировать человека. Может быть, их спрятали во время Блокады, чтобы спасти от бомбежек".

Напомним, что 2012 год в России посвящен празднованию 200-летию окончания Отечественной войны 1812 года.