"Сегодня Украине с учетом действующей цены на российский газ все сложнее и сложнее обеспечивать экономику доступными энергоносителями. При существующей цене на природный газ украинские предприятия абсолютно неконкурентоспособны", - заявил в интервью корреспонденту ИА REGNUM 21 декабря народный депутат Украины, член парламентской фракции КПУ Спиридон Килинкаров.

"Сегодня речь идет о выборе Украиной прагматичной позиции. Я понимаю, что Украина упустила момент, когда сама могла стать инициаторами создания объединения на постсоветском пространстве, и тогда оно формировалось бы на совершенно других условиях. Но все получилось, как получилось. Сегодня Украине необходимо определяться со своим внешним вектором. Мир вокруг нас изменился, изменилась экономическая ситуация: мы находимся в глубоком экономическом кризисе, поэтому каждая из сторон пытается получить для себя максимальный экономический эффект", - констатировал депутат. "Геополитически Украина находится между двумя очень крупными экономическими и политическими объединениями: Европейским союзом (ЕС) и Таможенным союзом (ТС). В этой ситуации без принятия украинской стороной решения о вступлении в ТС многие внутренние проблемы Украины решить будет невозможно, и об этом знает российская сторона. Мнение относительно невыгодных экономических позиций для Украины озвучивается не только президентом России Владимиром Путиным, но и многими экспертами. Сегодня внутри Украины идет непростая дискуссия. Есть сторонники и противники вступления Украины в ТС, но, скорее всего, свои позиции они базируют не на экономической целесообразности, а на политической. В Раде есть пять политических партий, которые преодолели 5%-ый барьер на парламентских выборах. К примеру, Компартия четко выступает за присоединение Украины к ТС. Это единственная политическая партия, в программе которой находится это положение. Партия регионов пока еще не приняла для себя окончательного решения по ТС, хотя ПР была инициатором закона "Об основах внешней и внутренней политики", где зафиксирован курс на евроинтеграцию. Есть 2 политические партии ("Удар" и ВО "Батькивщина" - ИА REGNUM), которые активно выступают за европейскую интеграцию Украины. Есть политическая партия "Свобода", которая в принципе выступает за то, чтобы Украина вообще никуда не входила, что является утопией в современном глобализирующемся мире. Дискуссия ведется исходя из того, какие силы представлены в украинском парламенте. Она не простая. Окончательного решения на сегодняшний день нет", - отметил Килинкаров.

По его словам, нежелание властей Украины вступать в ТС может навредить украинским товаропроизводителям, которые ориентируются на рынки стран ТС. "Что касается позиции украинского правительства, оно хотело бы остановиться на каком-то варианте межотраслевого сотрудничества с Российской Федерацией, выстраивать свой формат экономических отношений. Но этот формат абсолютно не устраивает Россию. Российская сторона четко ставит вопрос - либо Украина вступает в ТС, либо Украина создает зону свободной торговли с ЕС, но тогда Украина будет иметь определенные экономические проблемы с рынками России, Казахстана и Белоруссии. Я нисколько не сомневаюсь, что такие проблемы могут возникнуть в связи с тем, что Украина не приняла окончательного решения по вступлению в ТС. Готова Украина сегодня вступить в ТС? Готова ли она быть полноценным членом евразийского содружества или нет? Много есть проблем и нюансов, которые сегодня еще не решены до конца", - считает Килинкаров.

Вместе с тем, политик уверен, что для успешного функционирования украинской ГТС необходимо создать трехсторонний газовый консорциум (Украина-ЕС-Россия) или вообще сдать ГТС Украины в концессию. "Сегодня Украина прокачивает по своей газотранспортной системе около 110 млрд куб м газа в год. При условии сокращения объемов прокачки природного газа до 60 млрд куб м газа в год украинская труба становится нерентабельной. Россия не будет отказываться от эксплуатации украинской трубы, но небольшая загрузка ГТС будет невыгодной украинской стороне, потому что эта труба станет убыточной. 55 млрд куб м газа будет прокачиваться через "Северный поток", 55 млрд - через "Южный поток". В принципе, это те объемы газа, которые сегодня потребляет Европа. Но даже если оставят прокачку газа через территорию Украины, и она не будет рентабельной, это будет коллапс для нашей страны, потому что мы потеряем очень серьезные доходы в бюджет. Трехсторонние альянсы газового консорциума были актуальны, и это надо было делать 4 года назад. Этот процесс надо было инициировать украинской стороне, с пониманием того, что будет происходить в будущем. На сегодняшний день я не знаю, насколько трехсторонний газовый консорциум будет интересен российской стороне и ЕС в связи с тем, что строятся обходные газопроводные пути вокруг Украины. Это предмет очень непростых дискуссий. Нужно искать варианты. Самым правильным решением для Украины было бы такое решение, при котором наша труба была бы востребованной с максимальными объемами прокачки. Сегодня очень сложно ответить на вопрос, как этого добиться практически? Есть интересы ЕС и России. На мой взгляд, решить проблему увеличения объемов прокачки природного газа по украинской трубе можно передав ее в концессию на длительный период", - подытожил Килинкаров.

Как сообщало ИА REGNUM, накануне Путин заявил, что присоединение Украины к Таможенному союзу сейчас не обсуждается. "Для того, чтобы речь зашла именно таким образом, мы должны получить официальную заявку Украины на вступление в Таможенный союз. Такой заявки нет. Но мы понимаем озабоченность руководства Украины тем, что по мере развития Таможенного союза часть функций национальных государств передаётся на наднациональный уровень, в том числе в известную Комиссию Таможенного союза, и Украине все труднее и труднее решать свои экономические вопросы, связанные с работой на нашем рынке", - отметил он. Вместе с тем, по словам Путина, Украина совершила очень большую стратегическую ошибку, отказавшись отдать в аренду свою ГТС. "Мы предлагали вместе с европейцами взять в аренду газотранспортную систему Украины, не нарушая украинского законодательства, украинского закона, не забирая в собственность, оставляя эту ГТС в собственности украинского государства. Взять в аренду и одновременно взять на себя обязательства по развитию и загрузке этой ГТС", - отметил президент. Он заверил, что Россия готова продолжать диалог с Украиной и искать компромиссные решения.