В Армении разрешилась главная внутриполитическая интрига в преддверии президентских выборов 2013 года: партия "Процветающая Армения" (ППА) и, в частности, ее небезызвестный лидер Гагик Царукян не будут участвовать в борьбе за должность №1 в стране. Примечательно, что представители ППА до последнего всячески уклонялись от ответа на один простой вопрос: будет ли Царукян баллотироваться на пост президента? В конце концов оказалось, что не будет.

"Процветающая Армения" вообще отказалась поддерживать кого-либо из действующих на политической арене акторов. Это официальное заявление, и насколько оно на самом деле соответствует действительности, покажет время. Но не будем забывать, что всего полгода назад эта партия вместе с правящей Республиканской партией Армении (РПА) и партией "Оринац еркир" входила в состав правящей коалиции, обладала министерскими портфелями, одним словом - была во власти. Лидер отколовшейся партии воспринимался многими как единственная более или менее реальная альтернатива действующему президенту Армении Сержу Саргсяну.

Свой потенциал "Процветающая Армения" продемонстрировала на парламентских выборах весной текущего года - набрала более 30% и вошла в парламент пятого созыва со второй по численности фракцией. Какими правдами и неправдами им удалось достичь такого результата - вопрос третий, но уже тогда многих мучил вопрос о дальнейшей судьбе коалиции. "Процветающая Армения", не изменяя "традициям", долгое время не раскрывала карты, хотя СМИ писали о тайных переговорах РПА-ППА, которые длились более двух недель. По их результатам "Процветающая Армения" "сочла нецелесообразным" участие в новой коалиции, отказалась от министерских портфелей и объявила себя "конструктивной альтернативой". Что это значит, никто объяснить не удосужился, но факт остается фактом: представители ППА стали последовательно критиковать правительство, выступать с неудобными инициативами, проявлять какие-то признаки самостоятельности. Ради справедливости следует отметить, что на этом поприще особо отличился "новичок" партии, экс-глава МИД Армении Вардан Осканян.

Еще через несколько месяцев из рядов "конструктивной альтернативы" стали доноситься призывы, напрямую перекликающиеся с оппозицией. В частности, "Процветающая Армения" переняла и стала продвигать идею о переходе к парламентской форме правления и полностью пропорциональной системе выборов в парламент - все то, чем бравировали "несчастные и угнетенные" армянские оппозиционеры.

Тем не менее, оппозицией в ППА себя не называли, а голос открытой и честной оппозиции меркнул на глазах. Мало кто обращал внимания на хилые заявления и незаметные инициативы "Наследия", АРФ "Дашнакцутюн", а также оппозиционного партийного конгломерата под названием "Армянский национальный конгресс" (АНК), до парламентских выборов позиционирующего себя как настоящую радикальную оппозицию.

С АНК вообще отдельная история. Пик популярности этой силы пришелся на президентские выборы 2008 года, и ее популярность в итоге обернулась массовыми волнениями 1 марта и убийством по меньшей мере 10 человек. Начались митинги (в какой-то момент круглосуточно), уличные акции и шествия, на которых было в порядке вещей требовать смены власти в Армении, отставки президента и пр. Но дальше лозунгов дело не пошло, АНК стал постепенно терять поддержку народа - люди просто-напросто устали стоять под дождем где-нибудь в центре Еревана. Точку в регрессе поставили те самые парламентские выборы в мае месяце, когда Конгресс, еле-еле переступив через минимальный порог, получил 7 мест в парламенте. После этого "уличная" оппозиция превратилась в "цивильную", на смену митингам пришли выступления в парламенте. Голоса радикальных ораторов АНК, типа Левона Зурабяна и Никола Пашиняна, оказались плотно заглушены стенами их депутатских кабинетов.

Параллельно из состава АНК вышли две партии - "Республика" и Либеральная партия Армении, причем первая считалась одной из сравнительно крупных партий в Конгрессе. Окончательно Конгресс был "добит" расколом коалиции, когда политически и экономически гораздо более мощная "Процветающая Армения" начала играть в неопределенность и непредсказуемость, частично заняв ниши, до этого безоговорочно принадлежащие оппозиции.

Что же мы имеем сегодня? Единственный потенциальный кандидат, способный составить хоть какую-то конкуренцию Сержу Саргсяну, отказался от участия в президентской гонке, перед этим основательно пошатнув позиции всех остальных. О Левоне Тер-Петросяне как о реальном кандидате уже давно не говорят, в шансы лидера "Наследия" Раффи Ованисяна никто не верил изначально. Последним штрихом активной политической палитры Армении является АРФ "Дашнакцутюн" - традиционно партия пяти процентов. Им не выиграть.

Логично предположить, что любая политическая сила, декларирующая свои благие намерения и стремление обеспечить процветание своего народа, укрепление государственности, улучшение качества жизни населения, третье-десятое и т.п., будет стараться заполучить рычаги, которые позволят ей достичь поставленных целей. В Армении главный рычаг - президентское кресло. Отказ Гагика Царукяна от борьбы за должность главы государства косвенно подсказывает, что провозглашаемые и реальные цели, мягко говоря, не совсем сходятся. Более того, результат политического реверанса ППА позволяет утверждать, что "Процветающая Армения" с самого начала действовала под диктовку власти.

В итоге армянское общество поставлено перед фактом: есть разрозненная и разобщенная оппозиция, которую представляют несколько микроскопических партий, и есть правящая Республиканская партия Армении во главе с ее лидером, действующим главой государства Сержем Саргсяном. Последний, по сути, является безальтернативным кандидатом и имеет все шансы на победу в первом туре. Возглавляемая президентом РПА - единственная политическая сила в Армении, которая оказалась в выигрыше от телодвижений олигархической ППА. Сама "Процветающая Армения", как выразился политолог, эксперт фонда "Сивилитас" Татул Акопян, отказом от участия в президентской гонке "покончила с собой", получив за диктант "пять с плюсом".