Денис Дворников: Межнациональный мир в России - начать с русских
Сегодня озвучивается множество законодательных и иных концепций, которые должны принести в Россию межэтнический мир и согласие. Планы, прожекты, тренинги и семинары, конференции и многостраничные доклады на тему межнациональных отношений - все это прекрасные поводы интересно провести время и потратить бюджетные или спонсорские средства. Но никакая бумажка, даже с самыми строгими формулировками неспособна исправить фундаментальные многолетние просчеты национальной политики, которые с упорством продолжают совершаться. Все предложения, которые касаются взаимоотношений между этносами и религиозными группами, либо слишком обтекаемы и поверхностны, либо неисполнимы, ибо потребуют непрерывных волевых усилий от слишком большого количества очень разных людей.
Я попробую объяснить на пальцах.
Итак, представим, что в некоей местности, в условном и пространном междуречье, в непосредственной близости оказались рядом несколько разных племен: маленькие, побольше, и одно очень большое. Эти племена весьма отличны друг от друга. У них разное количество волос на теле, оттенок кожи и, главное - боги. Безусловно, внимание сравнительно небольших племен будет обращено на центральное и самое многочисленное племя. Старейшины маленьких и гордых групп будут пристально изучать повадки и особенности быта мега-племени. О чем они будут думать при этом? В первую очередь о сохранении и процветании своих кланов. Что лучше, пойти своей дорогой или поддаться гравитации большой общины? Какие плюсы и минусы от совместного быта и охоты? Не запретят ли молиться своим богам? Не испортят ли новые соседи своим влиянием наших детей? Хватит ли пропитания на всех?
Первая мотивация к объединению - прагматическая. Это безопасность, возможность воспользоваться преимуществом от большой объединённой группы: больше добычи, более разнообразное питание, меньше вероятность нападения со стороны внешних врагов и так далее. С этими прикладными мотивами более-менее понятно. Возвращаясь к реальной Российской Федерации, мы можем сказать, что запасы природных ресурсов сегодня как-то заменяют успешную добычу общего мамонта и добрую рыбалку.
Существует еще и культурно-эмоциональный фактор. Старейшина маленького народа может подумать так: "Это племя такое красивое, его женщины прекрасны, а молодые мужчины уверены в себе и учтивы. Было бы здорово, чтобы наши дети поучились у них манерам, а мы - взрослые получили возможность регулярно общаться с такими замечательными соседями".
А вот тут, если мы снова от примитивной примерной модели вернемся в реальную Россию, начинаются проблемы.
Национальные республики в составе России весьма традиционны и консервативны. Приверженность определенным морально-нравственным принципам весьма ценна для представителей этих обществ в составе РФ. "Цементирующая роль русского народа" с этой точки зрения сегодня выглядит весьма печально и все более спорно. К сожалению, образ "русского человека" сегодня обезображен не только в международном информационном пространстве, но и внутри страны. И это страшнее, чем любая внешняя вражеская пропаганда (хотя, безусловно, является её следствием). Например, ежедневно, некто Андрей Малахов с каким-то садистским наслаждением показывает "типичных" представителей русской глубинки, зарубивших детей, съевших тещу, изнасиловавших соседскую корову и так далее. Каждый вечер в прайм-тайм по общефедеральному телеканалу представители российских национальных республик получают повод для презрительного отношения к "государствообразующей нации". И это не единственный источник информационного омерзения. Сами пьющие, опустившиеся и невоспитанные молодые (и не очень молодые) люди создают повод для сомнений в прочности национального хребта федеративного государства российского. И не всегда есть возможность объяснить, что именно довело русских селян до такого жалкого состояния, тем более, что методов и путей ликвидации последствий разгрома русской деревни никто пока не предложил.
Понятно, что пьют далеко не все. Понятно, что многие стереотипы насаждаются искусственным путем. Однако надлом национальной репутации русских в России это объективная реальность, с которой нужно что-то делать. Как минимум в сознании граждан разница в прочности нравственных устоев русского большинства и национальных республик очевидна. Ну не будут вам на улицах дагестанских городов тыкать в стекло автомобиля журналы с телефонами местных проституток, например, как это происходит в Москве. Нет их там в таком количестве. Гей-клуб в городе Грозном я себе, слава Богу, тоже не представляю. Да, в национальных субъектах Российской Федерации есть свои "особенности" и криминал, но надо отдавать себе отчет, что рост преступности, так или иначе, связан с неполноценной встроенностью республик в экономический и социальный оборот большой страны.
В итоге наш старейшина маленького племени вполне может произнести про себя следующие слова: "У этого странного народа есть нефть и деньги. Я зажму покрепче нос, постараюсь превозмочь свое отвращение и суметь заработать как можно больше денег, пользуясь союзом с дикарями, но при этом сделаю все, чтобы мои дети никогда не стали такими, как их пьяные подростки".
Презрение рождает ответное еще большее презрение. В условиях информационного шабаша, настроения, колеблемые межнациональными противоречиями, раскачиваются с нарастающей амплитудой ненависти моментально.
Что же получается? Очень интересная вещь! Национальные республики России нуждаются в сильной государствообразующей русской нации (условно обозначим её в качестве русского суперэтноса) в первую очередь для собственного спокойствия и равновесия. Напротив, так называемый русский истэблишмент делает в сторону национальных общин непрерывные реверансы о равенстве всех наций, как бы извиняясь, что русских арифметически больше. Излишнее и многократное ритуальное повторение мантр о межнациональном равенстве не только производит странное впечатление ломящегося в открытую дверь человека, но и подвергает этот безусловный тезис замыливанию и инфляции. Конституционная норма не требует доказательств, она незыблема и очевидна. Национальные республиканские элиты трактуют эти реверансы только одним путем: "беда, центр слаб".
Что же делать? Нужно понять, что восстановление привлекательного образа русских людей важно не только для русского населения страны, но для тех национальных общин и субъектов федерации, которые сделали свой исторический выбор в пользу единого российского государства. Нужно сделать все возможное, чтобы все без исключения граждане России с гордостью сообщали иностранцам "Yes, we are Russians", не боясь, что незадачливый иноземец не дай бог перепутает "русских" с "россиянами".
Чем, например, в течение десятилетий привлекает людей гражданство США? Экономическими аргументами? Не только! В первую очередь результатом уникальной и удивительно эффектной работы по созданию образа американца. До сих пор мы живем с образами голландца Ван-Дама, итальянца Сталлоне, и других добротных актеров, которые, благодаря мощнейшей пропагандистской машине кинематографа на десятилетия вперед создали образ Америки и героических американцев. "Хочу быть одним из них!" - вот что думает обыватель из любой части света, переступающий порог посольства США.
Что может вызвать у кавказца желание "быть одним из нас"? Даже головокружительная карьера, голос и успех действительно талантливого уроженца Карачаево-Черкесии Виктора Белана (он же Дима Билан) не всегда найдет отклик в сердце джигита. Пример того, как молодой человек оказался в Москве и принял имидж эдакого метросексуала - не самый подходящий для строгого южного менталитета.
И тут мы подбираемся к главной идее статьи.
Россия имеет уникальный шанс стать центром притяжения культур и народов, ориентированных на сохранение традиционных ценностей. Тех самых нравственных скреп, о которых говорил в своем Послании Федеральному собранию В.В. Путин.
Сегодня весь западный мир с точки зрения человека традиционных взглядов, очевидно, сходит с ума. При этом телевизионная картинка предоставляет очень странный выбор: либо ты прогрессивный и цивилизованный сторонник однополых браков, либо ты "злой талиб", "бородатый ваххабит" и дремучий отшельник. При этом дефиците ценностного выбора существует вполне реальный шанс заполнить вакуум просвещенного традиционализма, который станет одновременно антитезой, и разврату, и архаике. Кто-то может сказать, что сегодня в общем, что-то подобное в России и есть. Но это не так. С одной стороны Россия инстинктивно и бессознательно стремится к этой очевидной идее, но с другой стороны руками ответственных лиц делает все, чтобы универсальный традиционалистский проект не состоялся. Причины две. Непонимание необходимости подобной идеологической работы (иными словами профнепригодность) и противодействие со стороны конкурирующих мировых центров силы, понимающих, что подобный государственный проект, объединяющий и оберегающий традиционные ценности и культуру одновременно многих народов может стать мощнейшим фактором формирования нового Евразийского союза, исторически обреченного на успех.
Начало этого проекта невозможно без мобилизации и переосмысления русского проекта - становой жилы, базового элемента межнационального культурного единения. Духовно сильный, воспитанный, любящий свою землю и своих детей, принципиальный и справедливый, обращенный к Богу русский народ это такой народ, каким его хотят сегодня видеть все этнические группы и народы, населяющие Россию и близлежащие страны. Необходимо бросить все усилия на то, чтобы из кучки спившихся колхозников, робкого офисного планктона, жиреющего на турецких пляжах пост-советского "трудового элемента" был воссоздан народ Надежды, народ Веры, народ Победитель. Для этого не нужно в очередной раз каблуком выдавливать идеологический "тюбик" Великой Отечественной Войны. При глубочайшем, фактически религиозном уважении памяти павших в чудовищной войне 1941-1945 года, необходимо искать четкие ориентиры не в прошлом, а в будущем. Сегодня Россия изголодалась по перспективе, по стратегическим ориентирам и амбициозным планам. Воспитание народа - воссоздание русской культуры - чем не проект, одновременно направленный в грядущее, но при этом воссоздающий корневые основы? Архитектура, музыка, танцы, песни, литература, кино новой традиции. Такая работа станет стимулом не только для этнических русских, но сосредоточит все братские народы в обновленном и актуализированном маршруте государственного строительства.
Можно достоверно сказать, что российская глубинка вопреки всему богата множеством неноменклатурных энтузиастов-подвижников, которым нужно предоставить возможности для культурного воссоздания подлинного русского мира. Москва и другие мегаполисы, как это ни странно, сегодня в этом контексте являются глубокими провинциями, застывшими в нелепой позе пост-модернистской урбанистической "как бы" культуры. Идейный вес должен быть перенесен на глубинку, в которой за годы забвения сформировался и продолжает прорастать действительно прогрессивный класс самобытных людей, которым нужно хотя бы не мешать, а лучше оказать необходимую помощь, по возможности избегая включения в этот процесс представителей привычно бездарных ведомств.
Уважающий себя и свой народ может на равных дружить только с тем, кто также уважает себя и своих близких. Нравственная реабилитация русских, как государствообразующего суперэтноса, даст импульс всем национальным группам, населяющим большую Россию. Откровенная глупость считать, что нравственный подъем самого многочисленного этноса может повредить другим. Напротив, подлинные ценности, их принятие и воспроизводство, станут надежным препятствием перед появлением экстремистских идей и преступлений.
Денис Дворников - член Общественной палаты РФ.