Петербургские эксперты и священники: Религия в школах - опрометчивое решение
Москва, 11 декабря, 2012, 17:59 — ИА Регнум. Начальник информационно-издательского отдела Санкт-Петербургской епархии протоиерей
"Даже если процесс придет к какому-то финалу, будет принят закон, все знают, как исполняются у нас законы, - пояснил Сорокин. - Острота ситуации состоит в том, оставлять ли религиозное воспитание лишь в личной и семейной сфере, в зоне ответственности родителей или это может быть предметом большого внимания и контроля со стороны государства. Эта острота не абстрактная, она выстрадана историческим опытом".
"Перспектива решения вопроса не то что туманна - непонятна, - сказал, в свою очередь заместитель председателя духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона РФ, настоятель мечети Приморского района Санкт-Петербурга
"Помню свое чувство недоумения, когда читал слова протоиерея
Депутат законодательного собрания Санкт-Петербурга, председатель постоянной комиссии по науке, образованию и высшей школе
Максим Резник подчеркнул, что "это будет опрометчивое решение - запустить религиозные организации в школы". "Я не понимаю, почему нельзя преподавать историю религий или включить ее в уроки истории", - сказал Максим Резник. Депутат также отметил, что "в школе дают знания, а не веру", и делить детей по конфессиональным признакам неправильно. "Учитывая все обстоятельства, я бы не стал создавать еще одно проблемное поле", - подытожил депутат.
"Отец Всеволод Чаплин сразу на слушателя обрушивает терминологию, где все понятийные строгости сливаются, путаются государство, общество, понятия светскости и секулярности, - сказала профессор, заведующая кафедрой философии религии и религиоведения Санкт-Петербургского Государственного университета
Марианна Шахнович подчеркнула, что "государство должно всячески помогать и развивать в рамках дополнительного образования воскресные школы", а не пытаться поделить школьников с их многообразными религиями на 6 образовательных модулей. "Именно в эти воскресные школы те родители, которые обдуманно относятся к выбору духовника, духовного учителя, ведут своих детей, - сказала профессор. - И те родители, которые выбирают курс светской этики - не обязательно все неверующие. Это в том числе и верующие, которые хотят, чтобы их детей по жизни вел тот духовник, которого они выбрали".
Марианна Шахнович также отметила, что в дискуссиях о введении курса основ религиозного воспитания есть путаница между понятиями "знание о религии" и "преподавание религии". "Знание о религии можно преподавать любым образом, через географию, историю и так далее, - сказала профессор. - А преподавание религии - это совершенно другое. Преподавание знаний о религии в форме 6 модулей или как-то иначе можно обсуждать. Я готова обсуждать возможность преподавания знаний о религии. А если речь о преподавании религии, то мы имеем не только иную конфигурацию образования в школе, но и государства. Исторический опыт России был очень печален в этом контексте. Активными борцами против церкви были выходцы из духовного сословия, разночинцы. Коллеги, давайте не будем наступать на те же грабли. Если знания подменяются преподаванием религии, я в этой дискуссии не участвую, и с моей точки зрения это нарушение Конституции РФ".
"Я согласен со сказанным профессором на 99%, - сказал, в свою очередь, протоиерей Александр Сорокин. - 1% - это для приличия. Знание о религии и религия и вера, которые наследуют в семье и приобретают в личном духовном опыте - это разные вещи. Это свидетельствует о том, что в самой Русской Православной Церкви есть разные взгляды на этот вопрос. Мы живем в эпоху, когда можно спорить, но надеемся, что к чему-то придем".
Напомним, что Государственная дума РФ приняла закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"...", в котором, в частности, предлагается правка в закон "О свободе совести и религиозных объединениях". Последняя предусматривает, что: "Религиозные обряды могут также проводиться в зданиях (строениях) религиозного назначения, расположенных на территории образовательных организаций, а также в помещениях, специально выделяемых администрацией таких организаций, по просьбе совершеннолетних обучающихся или родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся этих образовательных организаций". При этом в конце ноября 2012 года официальные представители РПЦ сообщили, что РПЦ не поддерживает инициативу по созданию в школах молельных комнат.