"Духовный кризис неизбежно влечет за собой все остальные: политический, социальный, экономический, общественный и даже демографический", - уверен настоятель петербургского храма в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость", собора Успения Божией Матери (Ленинградская область, село Лезье-Сологубовка), благочинный Кировского округа Санкт-Петербургской епархии, член Общественной палаты Ленинградской области, протоиерей Вячеслав Харинов. В основе этого интервью ИА REGNUM- выступление на двухдневном Гражданском форуме Ленобласти, посвящённом году духовной культуры, которым станет для региона 2013 год.

Справка ИА REGNUM

Вячеслав Харинов - инженер-системщик по первому образованию, переводчик - по второму, музыкант - по третьему, позднее получил и высшее богословское образование.

В 1982 году в первый раз сел на мотоцикл. А с конца 90-х годов началось его сотрудничество с поисковиками, у которых, как оказалось, много общего с представителями мотодвижения. Выяснилось, что у тех и других есть стремление восстанавливать давно канувшие в лету события, отыскивать свидетельства, документы, людей, которые что-либо знают о прошлом людей и памятных мест.

Байкеры, например, тяготеют к максимально точному восстановлению раритета времен Великой Отечественной войны, знаменитых мотоциклов - "М-72" и "WLA" ("Harley Davidson"). Это ведь тоже связь с прошлым.

Многие проекты поисковиков ("Свеча Памяти", "Мир и Память", "Защита Колобанова", "Ленинградская Хатынь", "Третье дно") поддержали именно байкеры.

Слова Харинова "Погосты не участвуют в распрях" стали крылатыми. Он отпевает и предает земле останки советских солдат, и, вместе с тем, опекает немецкий погост в Сологубовке, расположенный рядом с собором Успения Божией Матери (собор ещё называют храмом Примирения), который был восстановлен по инициативе Вячеслава Харинова. Кладбище и собор находятся в Ленинградской области, в 100 километрах от Санкт-Петербурга.

ИА REGNUM: Нетрудно предположить, какими вопросами вам приходится заниматься в Общественной палате...

Они связаны, в основном, с работой поисковых отрядов. Занимаюсь вопросами братских захоронений, вхожу в комиссию по сохранению культурного и духовного наследия. Один из последних проектов - создание места охранного подвига на территории мемориального комплекса "Невский плацдарм".

ИА REGNUM: С какими проблемами чаще всего сталкиваются поисковики?

Прежде всего, это проблемы законодательные, поскольку процесс увековечивания памяти защитников Отечества и связанные с этим задачи отданы муниципальным органам, хотя это общегосударственное дело. Парламенту надлежит менять законы, чтобы как-то исправить это. Мы пытались вносить изменения в законодательство, но, к сожалению, пока не получилось. Повторяется системная ошибка: на уровне муниципальных советов решается важная государственная задача, связанная с патриотическим воспитанием граждан, а значит, с возрождением нравственных ценностей общества.

ИА REGNUM: Что, на ваш взгляд, можно считать свидетельством такого возрождения?

На тему возрождения духовного наследия полезно поразмышлять с точки зрения мировоззренческих установок. Мы не можем судить об уровне культуры человека по количеству поставленных и просмотренных фильмов, а по количеству изданных и пылящихся на полках книг - о качестве их содержания. Мы не можем судить об образовании по числу восстановленных музеев, если мы не знаем, где эти музеи находятся и точно также - по количеству отреставрированных монастырей, если они не становятся очагами духовной культуры.

ИА REGNUM: Какую проблему в связи с этим нам надо решить?

Мы должны связывать гражданское самосознание и развитие гражданского общества, в целом, с теми селекционными установками, которые имеем - в частности, неотделимостью человека от социума, от общества. Хочу напомнить слова Карла Адома - замечательного писателя, философа XIXстолетия, показывающие, что мы все неотделимы от процессов истории: "Человечество - не что иное, как исторически развертывающийся, разрастающийся первочеловек - следовательно, не случайное сосуществование и чередование индивидуумов, но органическое единство и целостность, одно единственное - "мы"..."

ИА REGNUM: А такое единство возможно?

К этому надо стремиться, это очень важная установка. Рост гражданской культуры и гражданского сознания или самосознания я бы связал именно с этим пониманием, с тем, что мы - неделимое целое.

ИА REGNUM: В чем, собственно, заключается единство?

Внутренняя консолидация обеспечена едиными духовными корнями, единой духовной традицией. Эта традиция не может быть подменена, не может быть выдумана, не может стать следствием какой-то социальной условности. Вот мы придумаем, что у нас будут такие-то и такие-то духовные традиции, и даже перечислим их. Это невозможно. Они будут базироваться на том, что было до этого в этносе, народе, что связывает поколение с поколением. Нравственность - продолжение духовных традиций, и если эти традиции будут размыты или разрушены, то этносу грозит гибель.

ИА REGNUM: Но ведь нравственность не возникает сама по себе?

Нравственность - важный срез духовных традиций. Она появляется неожиданно. Происходит драма, начинается Великая Отечественная война. Посмотрите, как быстро происходит перестройка личности, перестройка лексикона с идеологического на патриотический. И это считается само собой разумеющимся. Появляется Александров с его "Священной народной войной". Но ведь "священная" - поповский лексикон, эти слова взяты из обращения митрополита Московского и Коломенского Сергия (Страгородского), а Сергий написал своё обращение ( которое тогда запретили распространять по городам и весям) 22 июня 1941 года, еще до того как Сталин, обращаясь к народу, произнёс те же слова. Только через десять дней молчания Верховный главнокомандующий обратился к стране с забытым поповским: "Братья и сестры!"

ИА REGNUM: А позже были подобные примеры "метаморфоз", связанных с патриотизмом?

Апофеозом перестройки лексикона в годы Великой Отечественной войны можно считать телеграмму политуправления четвертого Украинского фронта (1944 год), в Главное политуправление Рабоче-крестьянской Красной армии (ГУПП РККА). Приведу его практически дословно: "Просим немедленно выслать программу работы Священного Синода и материалы для проповеди красноармейцам в годовщину Великого Октября".

ИА REGNUM: Неужели патриотический лексикон и духовный одно и то же?

Настоящий - без подмен, патриотический лексикон - часть культуры, формирующейся из века в век. Это поступательное движение мы можем проследить от князя Владимира, наших великих князей Александра Невского, Дмитрия Донского...

ИА REGNUM: А нынче "прервалась связь времён"?

Можно долго говорить о важном селекционном качестве - быть едиными, о том, что требуется для сплоченности. Скажу хрестоматийно: историки знают, насколько опасна ситуация, когда наблюдается серьёзный духовный кризис, происходит ревизия наследия отцов, появляется мощное движение, вступающее в конфронтацию с существующей духовной традицией.

ИА REGNUM: Насколько критична наша ситуация?

У нас есть священные понятия: Родина, мать, отец, жизнь, смерть, любовь, боль. Это не девальвируемые понятия. Повторюсь, но ещё раз напомню: если в каком-то этносе, каком-то сообществе, каком-то племени наблюдается серьезный духовный кризис, этот этнос, сообщество, племя, рано или поздно канет в лету, уйдёт из истории. Так было всегда. Причём стоит добавить: в нашей стране искусственно сформирован духовный кризис, в течение известного, продолжительного времени, искусственно взращено значительное количество людей, мало образованных, невежественных, не знающих традиций своих отцов, истоков нашей государственности, духовности.

ИА REGNUM: Насколько фатальны последствия?

Духовный кризис неизбежно влечёт за собой все остальные: политический, социальный, экономический, общественный и даже демографический. Сейчас демография подтверждает это. Почти на 700 тысяч нас меньше становится каждый год. Страна становится меньше и меньше, уходит духовный стержень. Уходит внутреннее сознание, самосознание. Консолидация помогла нам в годы Великой Отечественной войны. Сейчас приходится заново открывать для себя историю, заново вспоминать имена Александра Невского, Ушакова, Суворова, возвращаем имена павших воинов Отечества. 2013 год назван годом духовной культуры - нужное начинание. За словами должны быть дела.

Подготовила Евгения Дылева Справка ИА REGNUM

К нескольким проектам, направленным на сохранение памяти о защитниках Отечества причастен Вячеслав Харинов. Он полагает, что если воин, неважно какой национальности, честно погиб в бою "за други своя", значит, он - крестившийся в своей крови.

"Свеча памяти" - мотопробег, традиционно приуроченный к началу Великой Отечественной войны 22 июня. Байкеры посещают места ожесточённых боёв за Ленинград, совершают церковное и гражданское поминовение в местах воинских захоронений (в основном, в Кировском районе Ленобласти). В этом участвуют и немецкие христианские мотоклубы, а не так давно интерес проявили финские христианские мотоклубы.

В рамках проекта "Общая Карелия" российские байкеры вместе с финскими посещали места на берегах Ладоги, связанные с Зимней войной 1939 года.

Другой проект "Ленинградская Хатынь" - это поклонение местам сожженных в годы Второй мировой войны деревень Ленинградской области.

"Третье дно" - маршрут, посвящённый памяти погибших в Карелии бойцов 3-й дивизии народного ополчения.

"Защита Колобанова" - акция, которой поисковики и байкеры доказывают, что защитивший знаменитым танковым боем Ленинград Зиновий Колобанов заслуживает так и не присвоенного за ратный подвиг звания Героя Советского Союза.

В 2011 году Вячеслав Харинов участвовал в миротворческой акции - мотопробеге по Германии "Мир и память" (по пути был отснят документальный фильм под таким же названием). Российские байкеры посещали захоронения наших соотечественников, павших в Европе во время Второй Мировой Войны и позже. Девиз проекта "Своих не бросаем". Только на территории Германии официально погибли и похоронены 760 тысяч наших соотечественников. Общее количество кладбищ, где есть такие могилы - 3310. Немало подобных захоронений и в других странах: Франции, Бельгии, Австрии, Польши, Чехии, Словакии и других.