Сегодня, 3 декабря, в ходе общественных слушаний по вопросу о концепции проекта Закона "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях в Санкт-Петербурге" в петербургском парламенте, участники сошлись на том, что запрещать митинги и шествия на Невском проспекте и Исаакиевской и Дворцовой площадях не правомерно, равно как и не распространять действие оговоренных в концепции закона ограничений на религиозные обряды и праздники, передает корреспондент ИА REGNUM.

Также участников слушаний возмутила норма, обязывающая участников одиночных пикетов стоять не ближе 50 метров друг от друга (в качестве контраргументов указывалось то, что не бывает полицейских с рулетками, а только с наручниками, и пикетчик физически может не знать, что в 50 метрах за углом от него кто-то еще митингует).

Справка.

Концепция проекта Закона "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях в Санкт-Петербурге" предусматривает, что предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, составляет 100 человек; норма предельной заполняемости специально отведенного места не может быть менее 100 человек, а минимальное допустимое расстояние между лицами, осуществляющими одиночное пикетирование, составляет 50 метров.

Концепцией закона запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций на Дворцовой и Исаакиевской площадях, на Невском проспекте; ближе 200 метров от зданий, занимаемых органами государственной власти Санкт-Петербурга, образовательными учреждениями и учреждениями здравоохранения, находящимися в ведении органов исполнительной власти Санкт-Петербурга, железнодорожных вокзалов и платформ, автобусных и морских вокзалов, аэропортов; ближе 100 метров от зданий и территорий, входов в вестибюли станций метрополитена.

При этом действие изменений вносимых в Закон Санкт-Петербурга не будет распространяться на проведение религиозных обрядов и церемоний, а также на культурно-массовые, спортивные и иные мероприятия, проводимые в связи с празднованием дней воинской славы и памятных дат России, нерабочих праздничных дней, установленных законодательством Российской Федерации, а также праздников и памятных дат, установленных Законом Санкт-Петербурга "О праздниках и памятных датах в Санкт-Петербурге".

Инициатором вносимых изменений стал Комитет по законодательству петербургского парламента, возглавляемый "единороссом" Виталием Милоновым.

"Какие сегодня цели и задачи у власти? Цель одна - удержаться у этой власти, - сказал выступавший на слушаниях член политической партии "Национальные демократы" Максим Беляцкий. - И поэтому власть пытается с каждым разом принять все более нелепые законы. Должен сказать, что, принимая эти поправки, вы сжимаете пружину народного негодования и гнева до основания. Но вы должны знать, что поезд народного гнева идет только в одном направлении. Мы не индейцы, мы русские. И не только русские. И ни в какие резервации мы не пойдем. Сегодня все законы и поправки формируются в Москве. Есть конкретное предложение - процитирую по учебнику истории 8-го класса русского фельдмаршала Михаила Кутузова: "Если мы хотим спасти Отечество, нужно сжечь Москву!"

Глава Движения гражданских инициатив Евгений Козлов процитировал доклад уполномоченного по правам человека в РФ Владимира Лукина 2007 года о практике применения федерального закона №54 о митингах. "Концептуальный недостаток закона заключается в том, что, признавая формально уведомительный характер проведения мероприятий, этот закон позволяет превращать этот характер в разрешительный, - сказал Евгений Козлов. - Предоставление другого места часто бывало неравноценным. И теперь концепция 54-го закона только ухудшилась. Федеральный закон о митингах в июне 2012 года был принят без слушаний за 1 день, это вызвало протест и сейчас в Конституционном суде рассматривается эта жалоба". Евгений Козлов напомнил собравшимся, что кроме уведомительного или разрешительного есть еще и "явочный порядок" осуществления политических и гражданских прав. "И чем больше власть будет суживать конституционные рамки, тем больше вероятность, что следующие собрания не будут мирными, но они все равно будут в исторической инициативе", - заключил Евгений Козлов.

"Перекрытие Невского проспекта приводит к коллапсу дорожного движения во всем городе. Невский надо исключить из мест, где можно проводить митинги и шествия, чтобы обеспечить нормальные условия жизни для 99,9% жителей города, - заявил на слушаниях заместитель председателя комитета по законности и правопорядку Санкт-Петербурга Иван Бурлаков. - 200 и 50 метров - все эти цифры мы согласовывали с органами охраны правопорядка. Любая система должна работать для всех жителей города, попытка заблокировать вход в органы государственной власти - это нарушение. За 200 метров от входа вас увидят, услышат и прочтут ваши плакаты".

"Концепция петербургского закона о митингах создает впечатление, что депутаты и чиновники боятся людей: "подальше держитесь от нас", хотя демократия - это защита прав меньшинства, - заявила в ходе слушаний председатель "Лиги избирательниц" Татьяна Дорутина. - Кто был в День города на Дворцовой площади, видел там тысячи людей, несколько сцен бывает возведено и как-то петербуржцы разбираются с этим. Но когда 150 петербуржцев выходит митинговать на эту площадь, тут же возникает и ремонт, и угроза памятнику архитектуры".

Никита Сорокин, представлявший на слушаниях гражданский проект "Честный Петербург" заявил, что Невский проспект, Исаакиевская и Дворцовая площади - это "общественные места, там передвигаются люди и там проводятся праздники". "Предлагаю запретить проезд Президента РФ и высокопоставленных чиновников по Невскому проспекту, потому что проезд их кортежей парализует движение ничуть не меньше, чем шествия", - предложил Никита Сорокин и в зале раздались аплодисменты. "Иван Ильич, зачем людей делить на религиозный и не религиозных - это не правильно, не хорошо", - обратился в завершение своего выступления Никита Сорокин к заместителю главы комитета по законности и правопорядку Ивану Бурлакову.

Член Правозащитного совета Санкт-Петербурга, адвокат Игорь Кучеренко, который отметил, что выступает от себя лично, так как Правозащитный совет еще не обсуждал концепцию петербургского закона о митингах, подчеркнул, что уравнивать действия человека, вышедшего на улицу, чтобы выразить политический протест, с интересами человека, который идет купить мороженое - это демагогия. "Нужно ли принимать закон, когда в этом нет никакой необходимости? - сказал Игорь Кучеренко. - 54-й закон был избыточным. Об этом сказал уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин, проанализировав три года использования этого закона. Так Государственная дума РФ сделала закон еще более осложненным. Вы найдете, реализуя его, тысячу уловок, чтобы сказать: а вот эти ребят пришли раньше. Ребята из молодежных проправительственных организаций всегда приходят первыми. Власть глупа, потому что таким образом, отстраняясь от источника власти - от народа, она теряет связь с ним и не понимает, как реагировать на оценку собственных действий. Вы с биноклями смотреть будете на тех, кто за 200 метров пикетирует органы власти? Хоть раз кто-то из вас пришел на митинг с вопросом: что за базар у вас здесь? Нет! Даже на митинг в память жертв политических репрессий вы не являетесь, а зря, это некрасиво, власти там должны быть. Меня не оставляет ощущение, что мы участвуем в имитации слушаний. Ни один человек не поддержал концепцию этого законопроекта. И вы его все равно примете, я в этом уверен".

В общественных слушаниях по вопросу о концепции проекта Закона "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях в Санкт-Петербурге" приняли участие депутаты петербургского парламента от фракций "КПРФ" и "Яблоко", а также представители следующих общественных организаций и политических партий: общественная организация "Левый фронт", представители общественного совета при ГУ МВД, общественная организации "Лига избирательниц", Движение гражданских инициатив, движение "Гетеросексуалы за права ЛГБТ", "Республиканская партия России", партия "Коммунисты России", Российский Социал-демократический Союз молодежи, организация национал-синдикалистов, а также юристы и частные лица.

Напомним, что федеральный закон о митингах был принят в июне 2012 года за один день, при этом оппозиционные фракции в Государственной думе РФ устроили "итальянскую забастовку" и поправки к закону рассматривали до глубокой ночи.

Венера Галеева.