"Я собираюсь взорвать Кремль": последнее письмо Наполеона перед катастрофой
Москва, 1 декабря, 2012, 23:21 — ИА Регнум. "Волк ночью, думая залезть в овчарню, Попал на псарню..."
449, 514, 451, 1365... - эта тайная цифирь из шифрованного письма Наполеона. Документ датирован 20 октября 1812 года и подписан рукой самого императора - "Nap". Послание было отослано со специальной эстафетой во Францию. 23 октября 1812 года, преодолев 2400 километров, оно достигло Парижа, было расшифровано, прочитано герцогом Бессано - императорским секретарем Гуго-Бернаром Марэ. Кодированная цифровым шифром строчка означала: "В три часа утра 22-го я собираюсь взорвать Кремль". Французская армия начала покидать Москву еще 19 октября 1812 года. К тому моменту, когда письмо Наполеона долетело до Парижа по цепочке курьеров, Москва была уже свободна от неприятеля. На следующий день после того, как письмо было получено Марэ во Франции, 24 октября 1812 года состоялось сражение под Малоярославцем. Французам не удалось прорваться сквозь русские линии. Они вынуждены были отступить на разоренную Смоленскую дорогу. Самого императора по завершению битвы едва не пленили казаки.
Письмо, написанное цифирью элегантным почерком, сообщает о том, в каком отчаянном положении находился император Франции к началу своего отступления из Москвы и из России. И, самое главное, письмо демонстрирует, что Наполеон это прекрасно понимал. Бонапарт диктовал: "Моя кавалерия в развалинах, многие лошади умирают". Наполеон требовал от Марэ денег, еще раз денег, дополнительных припасов и лошадей. В письме он сообщает, что его корпуса оставляют Москву. Наполеон говорит о тяжелом состоянии своей армии, отчаянно просит помощи и подкреплений.
Цифровой код, использовавшийся для совершенно секретной переписки императора с французским правительством, регулярно менялся. Шифр использовался из-за опасения, что письмо императора будет перехвачено. Наполеон находился в Москве в 2400 километрах от Парижа. Для конной эстафеты использовались специальные станции, где держали сильных лошадей.
Последнее письмо Наполеона из Кремля - уникальнейший документ истории Отечественной войны 1812 года будет выставлен на аукционе во Франции в Фонтебло в воскресенье 2 декабря 2012 года спустя двести лет после его написания. Устроители аукциона рассчитывают получить за один этот уникальный исторический документ не менее 15 тысяч евро.
Глава аукциона в Фонтебло Жан-Кристоф Шатанье говорит о документе: "Это письмо уникально, поскольку в первый раз мы видим другого Наполеона. Он вошел в Москву в 1812 году на пике своего могущества. Вернулся он глубоко ослабленным. Русские покинули Москву и подожгли город. Это не была победа для Наполеона. Не осталось продовольствия для его голодающей и умирающей армии". Ему оставалось единственное - отдать приказ об уничтожении Кремля. Это было признаком его бессильной злобы от невозможности одержать победу в кампании. Именно этот документ с его "449, 514, 451, 1365... " является первым исходящим от самого Наполеона свидетельством крушения его Империи, которое началось 21 октября 1812 года среди сожженных руин Москвы и закончилось три года спустя на кровавом плато Мон-Сен-Жан между фермой Бель-Альянс и деревушкой Ватерлоо. "Это письмо - откровенное свидетельство. До сих пор мы никогда не видели Наполеона, выражающим столь эмоционально свои чувства, - отмечает Шатенье. - Только в письмах к [своей жене] Жозефине он выражал что-то похожее на эмоции. Москва вывела его из равновесия".
Однако, заметим, маршал Мортье, получивший приказ Наполеона об уничтожении Кремля, не смог его выполнить. Отступление французов из Москвы превращалось в их паническое бегство из российской столицы и России.
Сейчас письмо Наполеона из Москвы от 20 октября 1812 года продается в составе других документов из личного архива генерала Бертрана - самого верного слуги императора Франции, сопровождавшего Наполеона в изгнании на остров Святой Елены. Среди выставленных на продажу документов - записка о линии укреплений, которую Бонапарт продиктовал генералу Бертрану в изгнании. В эту записку, которая также содержит размышления корсиканца об исходе похода в Россию, Наполеон позднее внес некоторые исправления собственной рукой. Всего же семья потомков генерала Бертрана решила продать до 180 страниц документов и 44 рисунка и чертежа, принадлежавших императору Франции. По оценкам главы аукциона Жана-Кристофа Шатанье, они могут стоить на аукционной продаже от 60 до 80 тысяч евро.
12 июня 1812 года Grande Armée Наполеона вторглась в пределы Российской империи. Но она совершенно не была готова к затяжной военной кампании и к тому сопротивлению, которое французы встретили в глубине территории России. Итог войны на заключительном ее этапе констатировал свидетель и участник войны 1812 года с русской стороны великий прусский военный теоретик полковник Карл фон Клаузевиц: "Русские редко опережали французов [т. е. отрезали путь к отступлению], хотя и имели для этого много удобных случаев; когда же им и удавалось опередить противника, они всякий раз его выпускали; во всех боях французы оставались победителями; русские дали им возможность осуществить невозможное; но если мы подведём итог, то окажется, что французская армия перестала существовать, а вся кампания завершилась полным успехом русских за исключением того, что им не удалось взять в плен самого Наполеона и его ближайших соратников...".
200-летний юбилей Отечественной войны 1812 года отмечен не только праздничными мероприятиями, но и попытками исказить и принизить это историческое событие в народной памяти исторической России. Информационный ресурс "Эхо Москвы" избрал разоблачительный ракурс в освещении Отечественной войны 1812 года. Особенно настойчивые попытки "исторической ревизии" наблюдаются в Белоруссии. 23 ноября 2012 года на пленарном заседании международной научной конференции "Война 1812 года и Белоруссия" директор Французского центра наполеоновских исследований Жером Бокур даже заявил, что переправу французских войск через Березину следует считать победой Наполеона. Тем не менее, документ, продаваемый сейчас с молотка в Фонтебло - бывшем пригородном дворце Наполеона, является историческим свидетельством - неопровержимым признанием самого императора своего стратегического поражения в кампании 1812 года. До окончательной катастрофы на Березине в момент написания последнего письма императора из Москвы оставался только месяц. Приказ взорвать Кремль является свидетельством злобы затравленного "волка на псарне" - беспощадного захватчика, для которого нет ни красоты, ни святости.
А потому обычай мой: С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой". (из басни Ивана Андреевича Крылова 1812 года)