Уверенность американского эксперта, старшего аналитика Американского совета внешней политики по вопросам Европы и Евразии Уэйн Мери в том, что якобы именно Турция является самой динамичной страной, а потому и самым важным фактором на Кавказе, и сегодня ни один вопрос региональной повестки не обходится без ее участия, вызывает, по меньшей мере, недоумение, заявил ИА REGNUM эксперт по региональным вопросам Закавказья Сергей Шакарянц.

"США уверены, что расширение спектра возможностей Турции исходит из их интересов, поскольку Анкара сможет оказать подавляющее влияние на стороны (карабахско-азербайджанского конфликта - прим.) и сблизить их", - заявил Мери в ходе международного форума 29 ноября в Ереване.

"Американский специалист ангажировано не видит, что Турция - наиболее проблемная страна рядом с Кавказом, - считает эксперт. - Именно сегодня Турция является одной из стран, наиболее глубоко вовлечённых в сирийский вооружённый конфликт. Кроме того, в перспективе - как минимум, жёсткая конфронтация с Ираном из-за американского радара ПРО в Малатии и ожидающегося размещения ракет Patriot, якобы на границе с Сирией, но на деле - в самой непосредственной близости от границ с Ираном. Третье доказательство проблемности Турции - вновь начавший усиливаться курдско-турецкий конфликт, который уже вышел за пределы и самой Турции, и Иракского Курдистана, охватывая и Сирию. Наконец, нежелание Анкары отказаться от тактики предусловий в отношении Армении и Нагорно-Карабахской Республики, как и нежелание деоккупировать Кипр, отказаться от претензий к Греции и так далее, и так далее".

Если Турция и самая динамичная страна рядом с Кавказом, то её динамичность носит исключительно негативный характер, подчеркнул Шакарянц, и в этом смысле упование очень известного и авторитетного американского эксперта на важность Турции для Кавказа, увы, свидетельствует о том, что во главу угла политики США на Кавказе поставлен фактор содействия превращению Кавказа - а значит, в первую очередь, Закавказья в зону сплошной конфликтности и, не исключено, всё новых и новых вооружённых действий.

"С господином Мери трудно согласиться также и в том плане, что Анкара участвует сейчас в решении всех вопросов региональной политики, - заявил эксперт. - И это наглядно было видно во время августовского кризиса 2008 года по линии Грузия-Южная Осетия. Достаточно было России грозно окрикнуть на Анкару и предостеречь, как все без исключения турецкие военные советники и строители-железнодорожники оперативно бежали из Грузии. И решением кризиса, вернее, посредничеством занимались не турки, а евроструктуры и лично экс-президент Франции Николя Саркози. Спрашивается - когда ж ещё было Турции доказывать, что сейчас ни один вопрос региональной повестки дня без неё не решить, как не во время августа 2008-го? Да и потом, Россия и Иран жёстко поставили на место Турцию, когда фактически устранили из региональной повестки дня инициативу Эрдогана о "Кавказской платформе", поставив перед Анкарой ультиматум - или Иран участвует в этом, или же турецкой версии "Кавказской платформы" не бывать вообще".

Таким образом, Уэйн Мери, похоже, хочет навязать общественности стран Закавказья то, что называется "выдавать желаемое за действительное", уверен Шакарянц. "Прошли времена, когда любому американцу смотрели в рот и подобострастно ловили взгляды и кивки, подмигивания, выражения глаз и так далее. Вряд ли господину Мери стоило, вслед за турецкими аналитиками, пытаться запугивать Армению и НКР тем, что "Анкара в случае возобновления войны в зоне нагорно-карабахского конфликта в стороне не останется" и даже "может сыграть решающую роль". Уважающий себя и свою квалификацию эксперт, независимо от его гражданства, просто обязан был сказать, что при этом туркам не дадут "вольничать", как минимум, другие и более важные "игроки" на Кавказе в лице России и Ирана, - считает эксперт. - И после всей алогичной тирады о роли Турции в нашем регионе увещевания Уэйна Мери о том, что "Анкара заинтересована в мире в регионе", выглядят попыткой сделать хорошую мину при плохой игре. Не говоря уже о том, что власти США, вслед за двумя другими сопредседателями Минской группы ОБСЕ, по крайней мере, на протяжении последних 15 лет всегда соглашались, что Турции нет места в урегулировании карабахско-азербайджанского конфликта".

Американский совет по внешней политике по вопросам Европы и Евразии, который, не много не мало, участвует в подготовке тематических рапортов для Национального совета по разведке США (National Intelligence Council, NIC) и других американских спецслужб, традиционно оказывает влияние на выработку внешнеполитической стратегии США. В конкретном случае он выдаёт своего рода карт-бланш Турции на действия на Кавказе от имени США. "Это обстоятельство не может не беспокоить армянскую общественность. В наши национальные интересы не входили и не входят сильная Турция и, тем более, усиление её позиций в регионе, - продолжал эксперт. - Сильные всегда действуют с позиции силы, и говорить тут о равноправном диалоге просто не к месту, бессмысленно. Однако армянский народ не может допустить, чтобы турки хоть что-то диктовали армянам, какую бы сферу мы ни рассматривали", - заключил Сергей Шакарянц.