"На Украине от введения Россией утилизационного сбора на авто пострадают тысячи рабочих, при этом эту цифру еще надо умножить на три, посчитав членов их семей", - заявил 27 ноября в интервью корреспонденту ИА REGNUM украинский экономист Юрий Макогон.

"Сегодня весь рынок сбыта украинской автомобильной отрасли находится на территории СНГ и, прежде всего в Российской Федерации. Поскольку введенный утилизационный сбор увеличивает итоговую цену для потребителя, результат понятен: потребитель, при наличии более конкурентоспособного товара, выбирает другую продукцию, а иностранные автопроизводители вытесняют украинского конкурента. Сразу было понятно, если Украина начинает симметрично отвечать России на экономические уколы, кроме взаимных потерь ничего не происходит. К сожалению, руководители стран не садятся за стол переговоров, не выясняют отношения, а обмениваются вот такими действиями", - сказал Макогон.

По мнению эксперта, от подписания зоны свободной торговли с ЕС, украинский автопром ничего не выиграет, поскольку "нашему автопрому в Европе делать нечего". "Если бы Украина твердо заявила, без всяких маневров о том, что мы будем членами Таможенного союза, очень многие проблемы решились бы автоматически, сами собой. Но мы же не хотим туда вступать, потому что там есть наднациональный орган регулирования. Руководство Украины считает, что из-за этого будет потеря определенной государственной самостоятельности в принятии политических и экономических вопросов. А тот факт, что мы зависим от воли МВФ, поскольку мы в долгах перед этим кредитором, и они нас заставляют повышать пенсионный возраст, ликвидировать льготы по коммунальным выплатам и тарифам, там мы не считаем, что мы попали в зависимость. В любом случае, когда берешь на себя какие-то обязательства, они взаимные, это должно быть понятно. Если Украина получит зону свободной торговли с Европейским союзом, там тоже появятся взаимные обязанности, и там мы тоже будем обязаны выполнять рекомендации. Надо идти на компромиссы друг с другом и вести переговоры. Я давно говорил, что ЕЭП и ТС - это единственные экономические пространства, в которых Украине будет наиболее комфортно. Об этом говорит статистика наших международных товарных связей и объемы оказания услуг. Если мы научимся вести диалог, тогда все будет понятно и с ценой на газ, и с утилизационным сбором, и другими проблемами. А мы губим одну отрасль за другой, а все из-за нашей непримиримости в переговорах с Россией", - подытожил Макогон.

Напомним, как накануне заявили в ассоциации "Укравтопром", из-за отсутствия условий, стимулирующих автомобильное производство, Украина может полностью утратить всю отрасль. В частности, в декабре 2012 года будут остановлены Запорожский автомобильный завод (ЗАЗ), и черкасский завод корпорации "Богдан", при этом заказы на КрАЗе и ЛАЗе - минимальны. "За 20 лет в Украине исчезло 10 автомобильных заводов, - отмечают в ассоциация "Укравтопром". - Полностью перестали выпускать автомобили такие предприятия как КрымавтоГАЗ (Симферорполь), УкрВолгатехсервис (Борисполь), Черниговавтодеталь (Чернигов), КАРЗ №5 (Киев), КАРЗ №6 (Киев), Анто-Рус (Херсон), IVECO-КрАЗ (Кременчуг), Автоагрегат (Краснодон), АЗ МО (Киев), прекратил производство легковых автомобилей ЛуАЗ (Луцк)", - подчеркивают эксперты. В ассоциации отмечают, что утилизационный сбор, который начал действовать в России с 1 сентября, фактически останавливает украинскую автомобильную промышленность, "в то же время, Украина пока ничего не сделала, чтобы защитить собственную промышленность".