Константин Сыроежкин: Китай поддержит иллюзии России, не изменяя своим концепциям
"Китайская политика: пятое поколение. Чего ждать Казахстану и региону" - на эту тему в Алма-Ате 20 ноября прошла экспертная встреча в Клубе
Константин СЫРОЕЖКИН, китаевед, доктор политических наук, главный научный сотрудник КИСИ при президенте Казахстана, спикер (доклад "Итоги 18-го съезда КПК: проблемы и перспективы "пятого поколения"):
Не совсем согласен с тезисом, что к власти пришло "пятое поколение", так как съезд был переходным. Действительно, "четвертое поколение" из власти ушло, традиция не нарушена. Те, кому 70 лет, покинули руководящие органы. Но что из себя представляют сейчас руководящие органы? Кадровый состав ЦК, Политбюро, Центрального военного совета и Центральной комиссии по проверке дисциплины - это результат компромисса между двумя крупными элитными группировками: так называемыми "принцами" и "комсомольцами". Хотя это деление достаточно условное.
Итак, из 25 членов Политбюро ЦК КПК 18-го созыва в 2017 году (т.е. ко времени проведения 19-го съезда партии) предельного 70-летнего возраста достигнут 11 человек, т.е. половина. Из семи членов постоянного комитета Политбюро ЦК КПК 18-го созыва предельного возраста достигнут четверо. Другими словами, на 19-м съезде нас ждет новая ротация кадров и новый состав.
Во-вторых, судя по списочному составу членов и кандидатов в члены ЦК КПК, в этом органе присутствуют главным образом те, кто своим карьерным ростом обязан тандему Ху - Вэнь. Из 205 человек, постоянных членов ЦК КПК 18-го созыва, 89 являлись членами ЦК КПК 17-го созыва, 58 - кандидатами в члены ЦК КПК 17-го созыва, и 17 - членами ЦК КПК 17-го созыва. Новеньких только 41 человек из 205, т.е. 20%. Причем все эти люди, насколько мне позволяют судить их биографии, выдвиженцы
В-третьих, Ху Цзиньтао сумел, несмотря на компромисс, достигнутый с
Буквально перед съездом, 24 октября, он назначил шестерых новых командующих: нового начальника Генерального штаба, нового командующего ВВС, нового командующего Вторым артиллерийским подразделением (Ядерные силы), и по сути обеспечил себе лояльный состав Центрального военного совета. Из одиннадцати человек, которые туда входят, семеро - представители Ху Цзиньтао, включая Си Цзиньпина, как председателя. Единственный, кого можно рассматривать как представителя Цзян Цзэминя - это заместитель председателя Военного совета ЦК КПК Фэн Чанлун. Но тут вопрос спорный, поскольку, вы помните дело
Что касается деления на "принцев" и "комсомольцев". Я уже говорил, что оно достаточно условно, поскольку многих можно отнести и к той, и другой категории. Яркий пример - Си Цзиньпин. По происхождению - "принц", но его трудно заподозрить в том, что он будет проводить другую политику, нежели Ху Цзиньтао.
Но главное заключается в том, что линии Ху Цзиньтао, которую проводили в течение 10 лет и выработали достаточно серьезную дорожную карту, по сути, нет альтернативы на сегодняшний день.
Возврат к временам "культурной революции", к
За 10 лет ВВП увеличился в 2,5 раза, золотовалютные резервы - в 11 раз, объемы внешней торговли - в 5 раз, количество построенных железных дорог возросло на 25,6%, автомобильных - в 2,3 раза.
Я уже не говорю о социальной сфере. Впервые в истории Китая был отменен налог с крестьян. Это колоссальные деньги, но, тем не менее, это было сделано. Введено бесплатное 9-летнее образование - повсеместное, обязательное. Доходы возросли не слишком сильно, но если сравнивать: на душу населения в 2002 году они составляли около одной тысячи долларов, а сейчас - 5,5 тысяч долларов. Не так много - в 5 раз - но это все же серьезный прирост. Произошло фактически перевооружение Народно-освободительной армии Китая. И неслучайно американцы во всех своих работах рассматривают Китай как угрозу номер один.
Но это не означает, что проблем в Китае нет. И эти проблемы убеждают меня в том, что новое руководство будет двигаться в заданном их предшественниками направлении. Тем более что эти направления обозначены в 12-й пятилетке, эти планы надо выполнять, никуда от них не уйдешь, это закон, и обозначены Ху Цзиньтао на 18-ом съезде партии достаточно подробно. Он говорил о том, что нужно делать и без чего для Китая и КПК могут возникнуть проблемы.
Итак, главная проблема заключается в том, что в настоящее время режим переживает острый кризис легитимности. Одним из первых решений четвертого поколения было т.н. решение об усилении способности КПК управлять государством. Было принято специальное постановление, которому был посвящен целый пленум. Другими словами, люди понимают, что есть серьезная проблема, в т.ч. и с КПК как правящей партией. И поэтому основная задача для нового руководства, как и для их предшественников - это вернуть доверие к КПК и повысить ее способность к управлению государством.
Отсюда главная идея съезда, старые лозунги "человек - основа основ", "становление партии для всех", "осуществление правления для народа" и "управление на основе закона". Эти положения вписаны в новый устав КПК и от них отходить никто не будет. Нарушать устав себе дороже, там специально внесена новая, поправка усиливающая партийную дисциплину и контроль за т.н. руководящими кадрами.
Что нужно на практике для этого? Первое и главное - это борьба с коррупцией. Действительно, уровень коррупции зашкаливает. Поэтому главный акцент, который сделал Ху Цзиньтао на съезде, - на борьбе с коррупцией, он призвал не заниматься кампанейщиной, а создать законодательные основы для постоянного контроля над деятельностью правительственных, партийных органов, тех, кого в Китае называют руководящими кадрами.
Вторая задача - новое руководство должно продолжить политику своих предшественников по изменению модели экономического роста. Действительно, экспортно-ориентированная модель, когда Китай жил в основном за счет инвестиций, экспорта и внешних вложений, подошла к своему пределу. Менять саму экономическую модель начали еще Ху Цзиньтао с Вэнь Цзябао. Но, к сожалению, не успели все сделать, а сделано было действительно много, и результаты, о которых я говорил, по большому счету и есть воплощение идеи изменения экономической модели. Однако, не успели.
Сегодня ориентация должна идти на создание инновационной модели и модели, которая будет обеспечивать экономический рост за счет внутреннего потребительского спроса. Задача очень сложная, потому что в Китае предпочитают деньги в "кубышку" складывать, как и везде. И заставить китайцев больше тратить - это достаточно проблематично, хотя за последние 10 лет уровень потребительского спроса вырос в четыре раза. Это тоже один из серьезных показателей движения в заданном направлении.
Третья задача - сокращение виртуальной экономики. К сожалению, Китай не стал исключением из правила. Там тоже очень большое число предприятий ушло в виртуальный сектор. И отсюда потеря реальной себестоимости, рост цен, в т.ч. на недвижимость, и масса других проблем. Новому поколению китайских руководителей надо будет что-то предложить для начала развития реального сектора экономики.
Четвертая задача - расширение внутреннего потребительского спроса. Оптимальный путь решения - повышение доходов, снижение налоговой нагрузки и т.д. Все это достаточно затратно, но альтернативы нет и надо что-то делать.
Пятая задача - продолжение политики в отношении китайской деревни. Как показал прошлый год, 700 миллионов китайских крестьян - это достаточно опасный взрывной материал, потому что большинство прошлогодних бунтов были в сельской местности, и главной причиной являлось изъятие земли. Специально на съезде было подчеркнуто, что эту практику надо прекращать и принимать законодательные меры по ограничению изъятия земель и решению социальных проблем деревни. Серьезная проблема - социальная сфера, пожалуй, самая взрывоопасная. И здесь придется продолжать двигаться в том же направлении, в каком двигались Ху Цзиньтао и Вэнь Цзябао. Вот этот лозунг "человек - основа основ" как раз и есть отражение той социальной политики четвертого и будущего пятого поколения. Идет ориентация на создание именно социального государства. Не развитие во имя развития, а развитие во имя того, чтобы людям стало жить лучше.
Одна из серьезных проблем для нового поколения - это старение Китая. Процесс идет очень быстро, и к 2022 году количество стариков (старше 65 лет) возрастет приблизительно до 9-10%. А если считать людей старше 60 лет, то это 28-30%. Это серьезная цифра. Но самое страшное не это, а то, что в Китае проживает 1,3 миллиарда человек, и впереди уже маячит перспектива нехватки трудовых ресурсов. Т.е. наступит то время, когда на одного работающего будет приходиться двое дедушек, две бабушки, двое родителей, а он один и кормить всех надо.
Еще одна серьезная социальная проблема связана с изменением характера потребления в Китае. В Китае проживает более одного миллиона миллионеров и почти 300 миллиардеров, также 30%, по китайским данным, составляет средний класс. Эти люди формируют новую модель потребления. Откуда такой бум, когда китайцы толпами едут за границу - в Европу, в США и там отовариваются? Потому что сам Китай удовлетворить новый спрос не может. Надо менять систему приоритетов в производстве товаров, бренды надо выпускать, люксовые товары.
Еще одна проблема связана с апатией молодого поколения как к социалистическим идеям вообще, так и к политической борьбе в частности. На первом месте потребность в повышении личного благосостояния. Хотя это создает некоторый люфт для китайского руководства, но в перспективе может привести к тому, что идея, до сих пор активно работающая на возрождение Китая, может рухнуть. Идея заключается в том, что успех Китая объясняется тем, что в отличие от многих государств у него есть национальная идея - это возрождение Китая и возрождение величия китайской нации. И во имя этого они готовы жертвовать многим.
Отсюда возникает, пожалуй, самая сильная проблема для пятого поколения - это рост ханьского национализма. К сожалению, эта тенденция имеет место быть и объясняется она очень просто. Во-первых, это серьезный экономический рост. Во-вторых, подрастает поколение, которое не видело тягот, оно видело только рост и по-другому оно себе Китай не представляет. И это поколение через 5-10-15 лет будет формировать политику. Также росту национализма способствует интернет, где появляется масса очень жестких высказываний и публикаций по теме, связанной с ханьским национализмом. Есть ощущение, что молодое поколение, в т.ч. и пятое поколение, не считает, что национальный вопрос можно решить деньгами.
Сейчас решают деньгами, вбрасывают колоссальные средства, после событий 2009 года был принят специальный план ЦК КПК по ситуации в Синьцзяне. В следующие 10 лет в Синьцзян должны вложить 100 миллиардов долларов, это огромные деньги. Мало того, что все национальные районы живут за счет дотаций центрального бюджета, но в них еще специально вкладываются деньги. Вот молодое поколение с этим не согласно. И с этим сделать что-то достаточно сложно в условиях ослабления идеологической работы. Китай не собирается менять свою концепцию районно-национальной автономии, а с моей точки зрения, проблемы заложены именно в ней. Поэтому тут конфликты неизбежны и будет трудно что-то решать.
Еще одна проблема, о которой говорил Ху Цзиньтао на съезде, это необходимость допущения определенной политической либерализации, т.е. политических реформ. Это не значит, что политическая реформа в Китае не проводилась. Проводилась и проводится, но достаточно аккуратно, следуя принципу "не надо ломать старый дом, не построив новый". Они сначала пытаются нарастить конструкцию. По сути, в Конституции все прописано, представительская демократия существует. Более того, в 2008 году в интернете появилась т.н. "Хартия 2008", написанная оппозицией. Из интернета ее убрали очень быстро. В этой хартии было то, чего хочет оппозиция. За четыре года все пожелания оппозиции были выполнены. Т.е. руководство умеет слушать - были приняты соответствующие законы, постановления партии. Но этого недостаточно, нужно двигаться дальше, создавать какие-то еще законодательные основы для политического реформирования. Это тоже делается, программа реформирования была предложена Ху Цзиньтао на съезде, впервые с 1987 года.
Для меня демократия - это торжество закона для всех без исключения. Назовите хоть одно государство, где это есть. Если прививать культуру уважения закона, то на ней вырастает политическая культура. Тогда можно что-то сделать. Строить демократическое общество, не имея гражданского общества - это из области фантастики. А для этого надо, чтобы люди научились пользоваться своими правами. Это в Китае и делается: через систему собрания народных представителей, через контроль над деятельностью местных органов, партийных, через создание системы по борьбе с коррупцией, и т.д.
Что касается внешней политики, то она меняется по той причине, что Китай стал мощнее, армия перевооружена, амбиции подросли. Изменение политики заметно и по поведению китайских дипломатов. Политика станет жестче, и об этом тоже сказано на 18 съезде: они не допустят никаких поползновений на свой суверенитет, национальные интересы, и будут отстаивать их в очень жесткой форме.
Однако для Китая никакие мировые конфликты не интересны. Китай - экспортоориентированная страна, другой стороной которой является то, что у нее мало ресурсов. Она мог бы что-то заработать на войне, но помешает отсутствие ресурсов. Во время войны никому не нужна будет китайская продукция - айфоны, игрушки. Китай не заинтересован в конфликте, а потому будет продолжать свою политику гармоничного мира.
Можно предположить, что внешняя политика Китая станет несколько жестче, но с преобладанием "мягкой силы". В прошлом году прошел VI Пленум ЦК КПК, посвященный культуре. В решении пленума было прописано, что надо продвигать китайскую культуру вовне, завоевывать мир при помощи культуры. Это не значит, что Китай превратится в глобальную державу, как США. Для этого есть ограничители: в Китае нет идеи, по значимости равной либеральной демократии. Социалистическими ценностями мир "наелся".
Для того чтобы быть глобальной державой, надо иметь механизм, который позволял бы эти ценности доносить в разные уголки мира. Многие ли из присутствующих читали китайские книги, смотрели китайские фильмы? В Китае нет Голливуда, поэтому очень трудно донести.
На чем будет выстраиваться внешняя политика Китая?
1. Не вступая в прямой конфликт с США, и даже сотрудничая с ними, попытаться создать условия, способствующие сокращению уровня присутствия и влияния США в регионах, где сосредоточены интересы Китая. Прежде всего, это
2. Поддерживая у России иллюзию, что роль первой скрипки на постсоветском пространстве отведена ей, укрепить экономические, политические и, по возможности, военные контакты с государствами
3. Постепенно формировать позитивный образ Китая и имидж надежного экономического и политического партнера в сознании элит и населения государств различных регионов мира, что делается достаточно активно разными способами: инвестиции, гранты, кредиты.
По отношению к Казахстану и другим соседям Китая существует концепция "периферийной дипломатии". Есть еще одна концепция - богатого, дружелюбного и мирного соседа. В этой концепции мы и будем развиваться с Китаем.
В целом, Китаю намного выгоднее продолжать политику гармоничного мира.