"Аэрофлот" выиграл "Белавиа": проступают контуры наднационального авиационного органа ЕЭП
Жесткость торга в российско-белорусских отношениях давно стала чем-то привычным и само собой разумеющимся. Лукашенко приучил россиян, что по любому вопросу он будет стоять до последнего, в итоге разменивая любую свою уступку по максимально возможной цене. Тем более удивительным стало событие недельной давности, когда на совещании министров транспорта государств-членов
Степень и темпы либерализации воздушных перевозок, которые в итоге предложил белорусский министр транспорта Анатолий Сивак, будут иметь следствием перераспределение авиаперевозок в белорусском воздушном пространстве в пользу
До сих пор Белоруссия и Казахстан не давали "Аэрофлоту" реализовать свое преимущество, консолидированно встав на жесткую защиту паритетного принципа организации полетов. Тем неожиданней оказался демарш белорусского министра на совещании 13 ноября: по свидетельствам очевидцев, явно ошарашенный таким развитием событий казахстанский коллега, выходя с совещания, не сдержался и крыл своего белорусского партнера вслух.
Тем не менее, качественное изменение ситуации явно произошло задолго до этого совещания. Переломной точкой стал весенний конфликт Белоруссии с "Аэрофлотом", когда тому было отказано в одностороннем увеличении количества своих рейсов между Москвой и Минском, и в результате конфронтации на несколько дней было даже приостановлено авиационное сообщение между двумя странами. Тогда конфликт был урегулирован на российских условиях: после встречи с замминистра транспорта
Вероятно, Окулов тогда договорился и о многом ином. Неизвестно, встречался ли он тогда с Лукашенко, однако, после его визита Белоруссия взяла курс на сворачивание своей авиационной отрасли. Так, в белорусских СМИ началось интенсивное обсуждение вопроса об избыточности для страны собственной авиакомпании, и достаточности для страны полетов иностранных авиакомпаний. В авиационной же системе произошли радикальные кадровые зачистки и перестановки. В отставку были отправлены тогдашний руководитель транспортной отрасли Иван Щербо и глава департамента по авиации
Единственное, что остается в этой ситуации непонятным - это структура белорусско-российского торга. Но понятно, что переуступка России структуры, напрямую влияющей на имидж страны, каковой является любая национальная авиакомпания, в принципе не может обойтись дешево.
Антон Середняков (Минск-Москва)