С начала 2012 года Белоруссия перечислила в российский бюджет $3,2 млрд. вывозных пошлин от экспорта нефтепродуктов, выработанных из российской нефти. Об этом 6 ноября в Минске заявил зампред Гостаможкомитета Белоруссии Сергей Полудень.

Представитель ГТК принял участие в обсуждении двух законопроектов - "О ратификации Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, от 25 января 2008 года", "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение о порядке уплаты и зачисления вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) при вывозе с территории Республики Беларусь за пределы таможенной территории Таможенного союза нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти, от 9 декабря 2010 года". Законопроекты были представлены ГТК и вынесены на обсуждение членов постоянной комиссии Палаты представителей Нацсобрания по международным делам.

По информации ГТК, в 2012 году Белоруссия перечислила в бюджет Российской Федерации более $3 млрд за поставки на рынки стран вне Таможенного союза нефти и нефтепродуктов, а в 2012 году (по состоянию на ноябрь) - более $3,2 млрд. Полудень отметил также, что данные отчисления производятся ежедневно с подписанием ежеквартальных сводных протоколов.

Зампред Гостаможкомитета представил в Нацсобрании законопроект, предусматривающий внесение изменений в межправительственное белорусско-российское соглашение о порядке уплаты и зачисления вывозных таможенных пошлин при вывозе за пределы Таможенного союза с территории Белоруссии сырой нефти и отдельных категорий нефтепродуктов. Соответствующий протокол был подписан сторонами в марте 2012 года в Витебске. По словам Полудня, изменениями предусмотрено расширение состава информации о движении сумм вывозных таможенных пошлин при экспорте нефти и нефтепродуктов, подлежащих перечислению в бюджет Российской Федерации.

Полудень напомнил, что протокол об изменениях и дополнениях в соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии был подписан в апреле 2012 года в Санкт-Петербурге. Изменения касаются приведения указанного соглашения в соответствие с нормами Всемирной торговой организации, куда Россия уже вступила, а Белоруссия и Казахстан намереваются вступить.

По итогам заседания члены комиссии и приглашенные рассмотрели законопроекты и рекомендовали нижней палате Нацсобрания ратифицировать данные протоколы.

Как сообщало ИА REGNUM, 5 ноября замглавы Минэнерго РФ Павел Федоров заявил: "В настоящий момент мы действительно завершаем переговоры с белорусской стороной по вопросу поставок нефти и нефтепродуктов на четвертый квартал. Достигнутые на высоком уровне договоренности позволяют нам говорить о поставках примерно 4,8 млн тонн нефти в Белоруссию в целом за квартал, и обратные поставки 200 тыс. тонн бензина. Более высокие цифры, к сожалению, пока не поддерживаются техническими ограничениями трубопроводов, и будут требовать увеличения обратных поставок нефтепродуктов". Ранее Минэнерго России решило снизить поставки российской нефти в Белоруссию и уведомило белорусский госконцерн "Белнефтехим" о сокращении поставок в IV квартале на 1,3 млн тонн - до 4 млн т. В октябре Россия поставила в Белоруссию на 22% меньше нефти, чем в сентябре(1,347 млн т и 1,724 млн т соответственно). По согласованному в прошлом году балансу, российская сторона обязалась поставить в Белоруссию 21,5 млн т нефти, а белорусская сторона - около 5,8 млн т нефтепродуктов на российский рынок. По факту с начала года из Белоруссии было поставлено лишь около 100 тыс т нефтепродуктов.

Напомним, созданная властями РФ межведомственная группа изучила схему "белорусского нефтяного оффшора", используя которую белорусские компании резко нарастили экспорт "растворителей", "разбавителей" и "смазок". Поставки данных нефтепродуктов, выработанных из российской нефти (или прямогонного бензина) и экспортируемых без уплаты вывозных таможенных пошлин в российский бюджет, осуществлялись в основном в страны Евросоюза - Нидерланды и республики Прибалтики. Летом 2012 года российской стороне удалось создать препятствия на пути экспорта данных нефтепродуктов за территорию Таможенного союза. По оценкам независимых экспертов, ликвидация "растворительно-разбавительной" схемы существенно повлияла на ряд экономических показателей и доходы госбюджета Белоруссии. Эксперты полагают, что сокращение поставок российской нефти на белорусские НПЗ является мерой воздействия на официальный Минск, получившего дополнительные прибыли от "растворительно-разбавительной" схемы, которые пополнили белорусский бюджет, а не российский.

Недополученные российским бюджетом средства от реализации белорусской стороной "растворительно-разбавительной" схемы оцениваются в $1,5 млрд и, по неофициальной информации, официальному Минску было предложено компенсировать данную сумму. По оценкам независимых экспертов, общая сумма упущенных российской стороной выгод может быть и больше, однако Кремль может предложить находящемуся в затруднительном положении союзнику компенсировать их не "живыми деньгами", а активами белорусской госсобственности. Среди привлекательных для российских компаний белорусских активов фигурируют предприятия ВПК, АПК, а также подчинённые госконцерну "Белнефтехим" предприятия.