Киргизия

Одним из главных событий прошедшей недели стало первое, хоть и символичное, но все же действие - в Киргизии после долгих лет киргизско-российских споров, переговоров и согласований состоялась церемония закладки капсулы на месте будущего строительства Верхне-Нарынского каскада ГЭС.

Киргизское информагентство "24.kg" сообщило - "Верхне-Нарынский каскад - небольшое по проектной мощности сооружение. К 2016 году планируется построить 4 ГЭС общей мощностью 191 мегаватт, среднегодовая выработка электричества на которых составит 1 миллиард 55 миллионов киловатт-часов. Для сравнения мощность Токтогульской ГЭС равна 1200 мегаватт, а в год она способна выработать 4,4 миллиарда киловатт-часов. Видно, что потенциал каскада не велик. Однако и этого достаточно, чтобы создать предпосылки для развития Нарынской области, трудоустроить тысячи людей, увеличить экспортный потенциал республики и, что немаловажно, определиться во внешнем стратегическом партнерстве.

По данным правительственнной газеты "Слово Кыргызстана", "Окупаемость [проекта] зависит от стоимости производительности электроэнергии. Тарифы для населения в Киргизии будут низкие -1, 82 цента за один кВт.ч, но если ее реализовывать только населению, то затраты окупятся не скоро. Игорь Горбенко (председатель правления ЗАО "Верхне-Нарынские ГЭС" - прим. ИА REGNUM) выразил надежду, что в Киргизию придут инвесторы, поскольку республика богата на полезные ископаемые и электроэнергия им понадобится. Часть киловатт уйдет на экспорт. Возможно, к тому времени реализуют проект САSA-1000 (по экспорту электроэнергии из стран Центральной Азии в Афганистан и Пакистан) и построят ЛЭП "Кемин-Алма-Ата".

"... посторонних в проект не принимают. Каскад нарынских ГЭС - сугубо киргизско-российское детище, - пишет "24.kg". Киргизия предоставляет водно-энергетический потенциал, огранкой которого займется Россия, а выработанная электроэнергия будет распределяться в общей республиканской сети и экспортироваться в Казахстан и Китай.

Экономической выгоды в проекте не много, зато политической хоть отбавляй. Киргизские власти не перестают сыпать благодарностями в адрес российских коллег, чтобы заручиться поддержкой.

"История киргиской энергетики стала частью судеб тысяч граждан России, республик бывшего Союза. Они самоотверженно трудились, поэтому мы в большом долгу перед ними, - отметил [президент Киргизии] Алмазбек Атамбаев, зачитывая послание к потомкам. - Символично, что теперь дети и внуки российских энергетиков, совершивших вместе с нами энергетический прорыв в прошлом столетии, прибыли сюда, чтобы помочь Киргизии обрести настоящую энергетическую независимость, стать надежным партнером и крупным производителем и экспортером электроэнергии в регионе. Это было бы невозможно без поддержки президента России, его политической воли и мудрости".

По словам министра экономики Киргизии Темира Сариева, чье мнение приводит "Вечерний Бишкек", "...общий выигрыш для Киргизии от реализации соглашений [помимо строительства ГЭС речь идет о создании объединенной военной базе (ОРВБ) РФ в Киргизии, а также списании долга в 300 млн долларов - прим ИА REGNUM] с Россией составит около 3 миллиардов долларов. А эксплуатация построенных совместными усилиями объектов обеспечит последующие значительные поступления в республиканский бюджет, решит многие актуальные для экономики страны проблемы". <...> Большой вес не только для укрепления киргизско-российского сотрудничества, но и для безопасности во всей Центральной Азии имеет и соглашение об объединенной военной базе (ОРВБ) РФ в КР. Оно заключено на 15 лет с возможным продлением на 5 лет и заработает с 2017 года, до этого момента действует протокол, также подписанный во время визита Владимира Путина. Последний, подводя в ходе пресс-конференции итоги своего посещения Киргизии, напомнил, что с просьбой о создании военного форпоста в Киргизии к руководству России в свое время обратилась сама республика после известных баткенских событий. И ответная реакция последовала, по словам президента РФ, "чтобы все, кто хочет раскачать ситуацию, знали, что здесь есть силы, которые могут быть задействованы в борьбе с экстремизмом, наркоторговлей и терроризмом". В ближайшее время ситуация в Афганистане вряд ли улучшится, и российское военное присутствие в регионе поможет обеспечить стабильность, считает Путин.

В ОРВБ войдет четыре уже действующих в Киргизии российских военных объекта: авиабаза в Канте (созданная в рамках ОДКБ), испытательный полигон для торпед в Караколе, пункт связи в Чалдыбаре и сейсмостанция в Майлуу-Суу. Функционирующие сейчас порознь, они затем будут объединены под общим командованием, что позволит координировать их деятельность с учетом интересов безопасности и Киргизии, и соседних с ним республик, и всей ОДКБ.

Трудно переоценить и значение (если учесть, что проблема давно уже перешла из экономической в политическую плоскость) соглашения об урегулировании долга КР перед РФ. Мы задолжали России 300 миллионов долларов, полученных Бакиевым в 2009 году, плюс 189 миллионов старых долгов. Они образовались на заре приобретения республикой независимости. В 1991-1992 годах получали от России помощь не деньгами, а товарной продукцией. В итоге накопилось около полумиллиарда долларов. Из них теперь 189 миллионов списываются единовременно и в полном объеме, хотя уже подошли сроки погашения процентов, и в прошлом году пришлось 9 миллионов долларов заплатить. А с марта 2013-го прекращается выплата процентов и по 300 миллионам, поэтапно в течение 10 лет начиная с 2016 года начнется списание и основной суммы долга".

Будут ли воплощены в жизнь российско-киргизские договоренности или дело ограничится символическими жестами станет известно позже. А пока что Киргизия находится в весьма уязвимом положении. Ранее энергоизбыточная страна испытывает острый дефицит электроэнергии (особенно на севере страны в зимнее время). При этом страны региона по-прежнему не могут договориться об условиях работы доставшейся им в наследство от Советского Союза объединенной энергосистемы Центральной Азии.

"Вечерний Бишкек" - "Переговоры между Казахстаном, Киргизией и Узбекистаном по сохранению параллельной работы Объединенной энергосистемы (ОЭС) Центральной Азии перенесены на ноябрь. Об этом сообщает заместитель генерального директора ОАО "Национальная электрическая сеть Киргизии" Алексей Бородин.

По его словам, данное решение принято всеми сторонами, поскольку имеются технические вопросы, требующие детальной проработки. По этой причине 25 октября соглашение не было подписано, как планировалось ранее. Но в ноябре оно будет точно подписано, считает Бородин.

Казахстан уже не раз заявлял о намерении разорвать энергокольцо, называя в качестве причины несанкционированный отбор электроэнергии и мощностей со стороны Узбекистана, что приводит к неустойчивой параллельной работе ОЭС. Разрыв соглашения грозит Кыргызстану возникновением существенного дефицита электроэнергии на севере республики. Ведь пропускная способность внутренней 500-киловольтной линии "Токтогульская ГЭС - подстанция Фрунзенская" не позволит обеспечить всех потребителей".

"МК в Кыргызстане" остановил свое внимание еще на одной проблеме регионального значения.

"...в Центральной Азии, пишет издание, - скопилось свыше 800 миллионов тонн отходов добытой и переработанной радиоактивной руды, из которых около 440 миллионов тонн представляют радиационную опасность. Многие объекты находятся в местах формирования водосбора, зачастую в бассейнах трансграничных рек. Кроме того, большинство расположено в зонах, подверженных землетрясениям, оползням и наводнениям. Проблема усугубляется тем, что местное население занимается раскопками на территории урановых хвостохранилищ для поиска металлов, и влияние такого рода деятельности на его здоровье остается неизвестным. Отсутствует качественный и систематический обмен информацией как внутри отдельных стран, так и на уровне всего региона.

<...> На прошлой неделе в Бишкеке состоялась двухдневная международная конференция "Урановые хвостохранилища в Центральной Азии: совместные усилия по снижению рисков". Форум позволил региональным экспертам выработать рекомендации по практическим действиям на ближайшую перспективу, а также меры по усилению координации и укреплению партнерства".

Ключом к решению проблем, судя по словам киргизских чиновников, должна была стать финансовая помощь Киргизии со стороны зарубежных доноров, причем, желательно, помощь значительная и безвозмездная.

Выступивший на мероприятии первый вице-премьер-министр Джоомарт Оторбаев подчеркнул, - "Ряд крупных урановых хвостохранилищ в Киргизии и других странах региона расположен в непосредственной близости к рекам и водным источникам. Их загрязнение высокотоксичными отходами в случае возможных аварий может привести к крупномасштабным экологическим и гуманитарным бедствиям регионального и международного характера, - отметил Оторбаев. - Киргизия ежегодно выделяет из бюджета финансовые средства на превентивные меры по снижению рисков. Однако масштабы проблемы не позволяют только собственными силами обеспечить ее решение. Нам необходима финансовая и техническая поддержка со стороны международного сообщества. Особое значение приобретает координация совместных действий стран региона, международных организаций и доноров".

Доноры согласились. Генсек ЕврАзЭС Таир Мансуров, по данным "МК в Кыргызстане" сообщил собравшимся, что "с января следующего года начнется конкретная реализация межгосударственной целевой программы ЕврАзЭС по рекультивации территорий, подвергшихся воздействию уранодобывающих производств. Разработчиком выступила Россия с ее богатым научно-техническим потенциалом в лице госкорпорации "Росатом", что позволяет рассчитывать на успешную реализацию. Правительства заинтересованных стран заложили в бюджете ЕврАзЭС на 2012 год 30,5 миллиона российских рублей. Программа рассчитана на период с 2012 по 2018 год. На ее реализацию предусмотрено 1 миллиард 150 миллионов рублей. Три четверти из этой суммы выделяет Россия. В ходе программы будет отрабатываться рекультивационная технология на урановых хвостохранилищах в поселках городского типа Мин-Куш и Каджи-Сай Кыргызстана и в городе Табашар Таджикистана. Кроме того, предусматривается ряд организационных мероприятий по обеспечению радиационной безопасности, включая медико-санитарное обслуживание населения. Как ожидается, в дальнейшем этот опыт будет перенесен на другие аналогичные объекты на пространстве ЕврАзЭС".

Казахстан

Нелишним будет отметить, что "вход" России в гидроэнергетические проекты соседей в казахстанском публичном поле остался незамеченным подавляющим большинством экспертов. Объяснять этот феномен можно по-разному, но одно можно говорить совершенно твердо: Казахстан находится в самом центре усиления тенденции к еще большему размежеванию Средней Азии. И речь здесь идет не только о водно-энергетической проблеме. Республика, еще не пришедшая к осознанию себя частью Таможенного союза, уже начинает пожинать первые плоды экономической интеграции и заградительных норм. Естественно, эта веха не очень модного в стране интеграционного образований упоминается вскользь - только самыми внимательными авторами и изданиями.

"Свобода слова" ввязывается в "полемику о воде", не используя информационный повод, который стал самым громким в Киргизии. Однако, даже отсутствие журналистских акцентов в сторону каскада ГЭС, интервьюируемый - руководитель аналитической службы Ассоциации приграничного сотрудничества (Россия) Александр Собянин - дает полный расклад по проблематике.

"Формальный интерес в вопросе воды взлетел до небес после очень жестких фраз Ислама Каримова о том, что эгоизм стран, богатых водой может обернуться войной для среднеазиатского региона. <...>Однако надо понимать, что Нурсултан Назарбаев достаточно быстро понял маневр Каримова и нигде ни единым словом не поддержал пункт о том, что вопрос воды - это вопрос войны. С точки зрения глобальных взаимодействий это получилось, конечно же, не случайно. С этим связаны и поездки 17 американских генералов в Узбекистан, посетивших узбекскую столицу в октябре в рамках программы "Кейпстоун" (Capestone), а также визиты главы транспортного командования США генерала Уильяма Фрейзера III в Ташкент и Душанбе, и поездка Путина в Таджикистан и Киргизию. Это все гораздо важнее, чем, собственно, затравка о том, что Узбекистан и Таджикистан будут воевать всерьез. Вопрос воды на самом деле не может привести к войне. Я это как специалист по региону могу говорить твердо. Вопрос воды - это вопрос политической экзальтации межстрановых противоречий.

<...> В России несколькими доверенными лицами В. Путина осуществляется две сверхзадачи. Первая: объединить российскую электроэнергетику ("Русгидро", "Интер РАО ЕЭС" и сетевые холдинги ФСК и МРСК) с покупкой крупнейших негосударственных производителей электроэнергии (Иркутсткэнерго, Евросибэнерго, Красноярская ГЭС и Богучанская ГЭС). Это первый шаг для сложения гигантской международного вертикально интегрированного консорциума, включающего в себя самых разных генераторов электричества - тепловых, водных, газовых, который будет прирастать и электроэнергетикой Киргизии и Таджикистана. <...> Таким образом, Узбекистан встречает со стороны России серьезнейший экономический вызов. Вхождение РФ в контроль над киргизской и таджикской гидрогенерацией (в будущем мы увидим и движение в сторону сетевых компаний на территории этих стран) делает невозможным любое узбекское давление как по вопросу Рогуна, так по вопросу Камбараты, так и в целом по вопросу регулирования воды. Ислам Каримов это понимает, и пытается использовать последний момент для того, чтобы обратить внимание мирового сообщества на это и не допустить реализации российских евразийских интеграционных экономических сверхзадач".

Между тем, этот контекст - сугубо Евразийский, уже требует внимательного переосмысления, поскольку Казахстан постепенно становится частью сообщества, все больше удаляющегося от Средней Азии по ряду аспектов. Например, страна начинает защищать свой рынок от трудовых мигрантов - конечная фаза этого процесса уже совсем недалеко. Об этом с некоторым удивлением пишет портал "Вместе".

"Но теперь всей этой благодати, похоже, суждено завершиться. Власть добралась-таки и до этой сферы. Иностранцы, нанимаемые физлицами, фактически, выпадают из правового поля. Они регистрируются, оформляя свой приезд, как визит с частными целями. Никакого специального трудового учета нет, и требования Трудового кодекса в отношениях с ними не работают. Они не платят налоги с получаемых доходов. А хоть гастрабайтеры получают немного, но в целом сумма не поступающих в бюджет налогов набегает немалая.

И вот государство решило закрутить гайки, что называется, по полной. Поправки в законодательство о трудовой миграции, которые правительство внесло в парламент, вводят целую систему "красных флажков".

Во-первых, все иностранные граждане, которые намерены работать на казахстанских граждан, должны будут получать разрешение в уполномоченном госоргане. Без такого документа заключать трудовой договор запрещается. При этом максимальный срок действия разрешения - 1 год.

Во-вторых, ограничивается сфера их деятельности. Иностранцев допустят работать на физических лиц только в домашнем хозяйстве и разрешат оказывать услуги по ремонту недвижимого имущества.

В-третьих, ограничивается количество гастарбайтеров на душу населения - каждый казахстанец сможет нанимать не более 5 иностранцев.

В-четвертых, будет введена общая квота для привлечения иностранных работников для физических лиц. Соответственно, всем, кто приедет сверх квоты, в разрешении будет отказано.

В-пятых, гастарбайтерам придется платить индивидуальный подоходный налог.

К чему приведут подобные меры? Приток трудовых мигрантов должен резко сократиться. С одной стороны, из-за квот. А с другой стороны, из-за того, что мало кто из нанимателей захочет возиться с оформлением разрешения, трудового договора, да еще с учетом всех ограничений по количеству работников и времени их пребывания. Плюс ко всему, после оформления такого разрешения наниматель, фактически, берет на себя ответственность за иностранца.

Так что армия гастарбайтеров пойдет на убыль, как и возможности казахстанцев нанять иностранцев".

О тех же процессах, только немного шире, пишет газета Central Asia Monitor, отметившая важную веху - Таможенный союз сработал "на автомате", отделив опасный для Казахстана рынок Киргизии.

"Если проанализировать 17 соглашений, формирующих ЕЭП, то как минимум четыре из них будут в целом противоречить принципам добрососедства, характерным для Средней Азии. Это соглашения о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих стран: о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей; о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства; о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности. Они регулируют важные рынки, на которых соседние государства уже в целом закрепились, и их потеря будет воспринята крайне болезненно. Чего стоит одно только соглашение о противодействии трудовой миграции из третьих стран? Фактически эта норма будет означать полное закрытие от киргизов, таджиков и узбеков привычного и уже где-то родного казахстанского рынка - и речь, заметим, идет не только о базарах. Речь идет о тотальном противодействии трудовой миграции на уровне государства - то есть из поля зрения гастарбайтеров выпадут рынки строительства и ремонтных работ. Закроется возможность торговли на базарах, работы в шашлычных. А уж более технологические профессии, куда стекаются, например, работники из Украины, - и вовсе будут регламентироваться крайне жестко. Это, в свою очередь, означает, что Казахстан уже в среднесрочной перспективе нельзя рассматривать в качестве важного источника стабильности для соседних государств, поскольку республика перестанет дотировать самых беззащитных с социальной точки зрения граждан - трудовых мигрантов. И если работа в этом направлении продолжится, то фактически наша республика начнет иметь гораздо больше общего со славянской частью Евразии, нежели с тюркской или персидской. А это в свою очередь означает, что государства в Казахстане может быть, станет больше. В конце концов, нарушать собственные законы - это одно, а нарушать межгосударственные соглашения - это совсем другое. Может быть, это и называется цивилизационным выбором? Но самое любопытное заключается в том, что заградительный барьер ТС в этот раз не вызвал сколько-нибудь бурной реакции так называемых патриотов и всех, к ним примкнувших. Они просто не заметили этот скандал, который свидетельствует в общем-то об усилении государства в отдельно взятых отраслях. И положенных слов о братских отношениях, отчасти о тюркском единстве (если не иметь в виду Таджикистан), о страшном возврате к временам колонизации - никто не сказал. Оно и правильно. Даже нацпатам, должно быть, неприятно кушать мясцо с ящуром".

И, собственно, опосредованную идеологическую базу под эти промежуточные результаты подводит портал "Диалог", отметивший - идет процесс создания общего пространства. И это нуждается в дополнительном аналитическом осмыслении.

"Когда поезд набрал ход - ему уже не навставляешь палок в колеса. К такой фазе сегодня подошел и будущий Евразийский Союз. Заметные в последнее время позывы к торможению объективно вызваны тем, что Союз делают национальные государства, которые понимают: в процессе этого дела они перестанут ими быть. Возникнет новая реальность. А национальные госмеханизмы при таком развитии событий займут свое естественное место в сфере сохранения языка, культуры, фольклора, подготовки национальных сборных к олимпийским играм (что тоже не факт в будущем). В этой связи многие кошмары этнизации трансформируются в безобидную этнографию. А такое орудие изгнания как насильственное внедрение государственного языка в перспективе превратится в безвредную вещь - региональный государственный язык. Русский язык, по всей видимости, не будет наделяться никаким искусственным статусом - он в нем не нуждается. Реальные процессы перешагнули то, что сформулировало руководство интегрирующихся государств. Получается не механическое объединение феодальных вотчин, а возрождение исторической великой общности на базе единого евразийского суперэтноса".

Узбекистан

В полемике приняли участие и узбекские СМИ - однако, они лишь отразили еще раз правительственную позицию по этому вопросу, не раскрыв главного - концептуального взгляда на формирующееся конфликтное поле. Между тем, только при комплексном рассмотрении вопроса можно выяснить общие для региона точки соприкосновения. И даст ли Ташкент возможность их выявить - похоже, будет самой главной региональной интригой ближайшего времени.

Еще важнее, что правительственное "Народное слово" выступает с совершенно четкой миссией, противопоставляя Таджикистану и Киргизии - Казахстан, Туркмению и, соответственно, Узбекистан.

"В современном мире сохранение экологического баланса, обеспечение продовольственной безопасности во многом зависит от разумного использования водно-энергетических ресурсов, - отмечают на страницах издания. - Для центральноазиатского региона с населением более чем 60 миллионов человек этот вопрос с каждым днем приобретает огромную значимость. Это в первую очередь обусловлено строительством двух крупнейших гидросооружений - Рогунской и Камбар-Атинской ГЭС. В результате создания гигантских водохранилищ в регионе может возникнуть серьезная угроза нарушения экологического баланса, последствия которой трудно себе представить.

"Народное слово" подчеркивает, что во время недавней встречи в Астане президенты Ислам Каримов и Нурсултан Назарбаев придали большое значение совместной и принципиальной позиции по вопросам рационального использования водно-энергетических ресурсов Центральной Азии и подчеркнули необходимость их решения, включая строительство новых гидротехнических сооружений на трансграничных реках с учетом интересов всех государств региона. Аналогичные доводы высказываются и в отношении Туркменистана, поддержавшего официальный Ташкент.

- При решении водно-энергетических вопросов следует исходить из того, что строительство гидроэнергетических комплексов в верховьях трансграничных рек должно осуществляться в соответствии с общепризнанными нормами международного права, закрепленными в конвенциях ООН, - напомнила узбекская сторона. - Необходимо отметить, что позиции Узбекистана, Туркменистана и Казахстана всегда совпадали в этом вопросе. К великому сожалению, совершенно иначе представляют себе эту проблему руководители соседней Киргизии и Таджикистана. Эти страны находятся в верховьях главных рек Средней Азии, где формируется до 80 процентов водных ресурсов всего региона".

Таджикистан

Неожиданная зачистка руководителей официальных СМИ в Таджикистане - вызвала некоторое недоумение. Шутка ли пять чиновников - от заместителя председателя Комитета телевидения и радио при правительстве республики до заместителя директора телекомпании, были отправлены в отставку, переведены или вышли на пенсию. С чем могла быть связана масштабная зачистка информационного пула правительства? Большинство исследователей сходятся во мнении, что глава государства провел плановые перемещения, однако за несколько месяцев до президентских выборов - версия о массовой плановой отставке, тем не менее, вызывает массу вопросов.

Ситуацию изучает "Азия плюс", опросившая политологов - с чем может быть связана массовая отставка руководителей пропагандистского сектора.

"Первое, что может прийти в голову, когда летят с постов сразу несколько главных редакторов и руководителей центральных официальных СМИ, это версия об оргвыводах в связи с провалом и неудовлетворительной работой. Что же могло стать мерилом провала и уровня профессионализма и эффективности официальных СМИ в последнее время? Славословия и елея в них в связи с юбилейными торжествами, мероприятиями, визитами меньше не стало. Быть может, редакторов сняли за то, что они не смогли занять активную позицию по отстаиванию интересов власти во время хорогских событий? Во всяком случае, эффективность их работы в тот период даже со стороны представителей самого правительства оценивается невысоко. Так глава департамента информации и печати МИД Давлат Назриев заявил тогда, что хорогские события показали их "слабую работу". Он отмечал не оперативность правительственных СМИ, неспособность их работать по-новому. Однако эксперты, которых мы попросили прокомментировать нынешние перестановки, отмели предположение, что правительственные редактора пострадали за непрофессионализм.

Нуриддин Каршибоев - председатель Национальной ассоциации независимых СМИ Таджикистана считает, что с Хорогом это вовсе не связано: "И во время хорогских событий, и до, и после от этих правительственных изданий и их редакторов ничего иного ожидать было невозможно. Поскольку редакционная политика этих изданий определяется правительством. Они занимаются больше пропагандой, нежели информированием населения. Они несамостоятельны. Их позиция, их методы и способы подачи материалов определяются не в самих редакциях, а в коридорах власти. Я не думаю, что это оценка их работы или какие-то организационные выводы, это простая ротация кадров", - говорит Каршибоев".