Россия-Германия в преддверии "Петербургского диалога": партнерство в плену модернизации
16 ноября 2012 года в Москве состоится 14-й раунд российско-германских межгосударственных консультаций на высшем уровне с участием президента России
Вот именно он, Шокенхофф - координатор российско-германского сотрудничества и заместитель главы фракции
С большим запозданием в середине октября 2012 года российский МИД обвинил немецкого политика в клевете. Очевидно, что российская дипломатия воспользовалась той ситуацией, которая сложилась к тому времени вокруг Шокенхоффа в Германии. По словам представителя министерства
Заявление российского МИДа в адрес координатора германо-российского сотрудничества по линии общественности Шокенхоффа вызвало протесты ряда депутатов германского бундестага. Так, председатель его комитета по иностранным делам Рупрехт Поленц (ХДС) заявил, что МИД России таким образом доказывает, что критика, высказанная Шокенхоффом, справедлива. 20 октября представитель германского МИДа в Берлине подтвердил, что Шокенхофф по-прежнему является координатором германо-российских отношений по линии общественности. Сам Шокенхофф 19 октября в интервью агентству dpa отверг обвинения в клевете. "Заявления российского внешнеполитического ведомства лишены каких бы то ни было оснований", - сказал он.
Эпизод с Шокенхоффом наложился на общую ситуацию разногласий вокруг оценки состояния германо-российских отношений в Германии. С момента возвращения Путина в Кремль, вялотекущий спор в бундестаге по поводу единого политического курса в отношении России обострился. Границы конфликта проходят не вдоль парламентских фракций, а пересекают массив всей германской политики.
Заявление российского МИДа и последующее его обсуждение продемонстрировали раскол в германском политическом истэблишменте в отношении оценки им состояния германо-российских отношений. Особенно это наглядно проявилось чуть ранее вокруг обсуждения проекта резолюции по германо-российским отношениям под названием "Гражданское общество и правовое государство в России", подготовленного депутатами фракции правящей партии ХДС/ХСС при личном участии Шокенхоффа. В документе, который был вынесен на обсуждение фракций бундестага и 31 августа 2012 года отправлен на согласование в германский МИД, достаточно жестко критиковалась внутренняя политика в России после возвращения на президентский пост Владимира Путина. Так, в частности, документ начинался следующей фразой: "Немецкий бундестаг серьезно опасается, что России из-за дефицита правовых основ, инвестиций и инноваций грозит стагнация вместо прогресса на пути к созданию открытого современного государства". Подобный параграф был оспорен в германском МИДе, который предложил иной вариант прочтения, где Россию именуют "ключевым и неотъемлемым партнером Германии и Европы", "самым большим государством в мире, протянувшимся на два континента" и "важнейшим поставщиком энергии в Европе". Германские дипломаты указали на то обстоятельство, что глобальные проблемы можно решить только при участии России. Германский МИД вычеркнул из проекта "резолюции Шокенхоффа" положение о том, что Германия и Европа "заинтересованы в политически и экономически модернизированной, а также демократически устроенной России". Германские дипломаты сочли неуместным упоминание о "гражданской активности" в РФ. В частности, они убрали из текста фразы: "Спустя годы управляемой демократии и апатии многие россияне снова готовы к активной позиции ради своей страны", "политически активных граждан власть воспринимает не как партнеров, а как врагов". Редакция проекта резолюции, проделанная в МИДе, едва ли не полностью изменила сам характер документа, что вызвало дополнительное недовольство, как у его авторов, так и в самой фракции ХДС/ХСС в бундестаге. Однако и сами депутаты не были едины в оценке первоначального варианта "резолюции Шокенхоффа". Так, стало известно, что он вызвал резкую критику у некоторых членов блока ХДС/ХСС и партии СвДП. В итоге на основе замечаний дипломатов депутаты подготовили компромиссный вариант, оставив, однако, в нем упоминания Pussy Riot,
Разногласия вокруг резолюции стали известны германским СМИ, в частности, Süddeutsche Zeitung. Ситуация начала приобретать скандальный характер. 15 октября 2012 года Шоккенхофф в интервью радиостанции Deutschlandfunk вынужден был заявить: "Сообщения в прессе о том, что министерство иностранных дел анализирует ситуацию принципиально по-другому, не соответствуют действительности". Однако заявление Шокенхоффа не смогло скрыть разногласий теперь уже по линии канцелярии канцлера Меркель и МИДа. Как утверждает Spiegel в комментарии к своей публикации интервью с Шокенхоффом, канцелярия продолжает поддерживать его. Он пользуется личным доверием канцлера ФРГ
В этих условиях германский еженедельник Spiegel опубликовал 1 ноября 2012 года под заголовком "Острые слова определяют германо-российские отношения" интервью с Андреасом Шокенхоффом. Интервью у Шокенхоффа взял Ральф Нойкирх. Ниже мы даем его полный перевод.
От себя заметим, что было бы слишком наивным полагать, что именно Pussy Riot и гонения на "гражданское общество" стали причиной ухудшения германо-российских отношений. В Германии, имеющей прекрасную школу социологии и политологии, прекрасно знают, что из себя представляет то, что называют в России "гражданским обществом" и "средним классом". Все Pussy с Навальным - это всего лишь повод, маскирующий фундаментальную проблему. В той же Германии давно заметили такую геополитическую закономерность, постоянно проявлявшуюся с 80-х годов ХIХ века и неоднократно подтвержденную в веке ХХ. Пока Россия была согласна с тем, чтобы контролируемые ею пространства Евразии служили только рынком сбыта изделий германской обрабатывающей промышленности и источником сырья для нее - германо-российские отношения были "теплыми" и устраивали Германию. Но, как только Россия избирала иную модель отношений, означавшую самостоятельную роль - за этим следовал конфликт с Германией. Нынешние колебания германской политической элиты связаны именно с тем обстоятельством, что в России пока только провозглашен новый стратегический курс, который предполагает, что в перспективе наша страна вновь обретет роль активного самостоятельного игрока, как в экономике и финансах, так и политике и культуре на просторах Евразии. Подобную реакцию, связанную со старыми историческими инстинктами Германии, следовало ожидать. В настоящее время она выражается формулой, озвученной ниже Шокенхоффом: "Россия и Германия вступили в партнерство для модернизации. Но теперь Москва имеет другую концепцию модернизации, чем мы".
* * *
Spiegel: Г-н Шокенхофф, как представитель канцлера Ангелы Меркель в области германо-российского сотрудничества, вы сталкиваетесь в последнее время с резкой критикой из Москвы. Означает ли это, что отношения между двумя странами вступают в "новый ледниковый период"?
Шокенхофф: Заявления Москвы по поводу моей позиции являются признаком отчуждения. Это очень плохо, потому что отсутствие доверия вредно для наших общих интересов. Россия и Германия вступили в партнерство для модернизации. Но теперь Москва имеет другую концепцию модернизации, чем мы. Нам придется обсудить это открыто.
Spiegel: Это еще мягко сказано. Москва обвинила вас в клевете. Подсудимых на сталинских показательных процессах поносили подобным же образом.
Шокенхофф: К сожалению, это факт, что именно этот способ используется в соответствии с политикой запугивания, которую мы переживаем в России на данный момент.
Spiegel: Как так?
Шокенхофф: Дело в том, что полиция, суды и законодатели теперь полагаются на запугивание и подавление гражданского общества. Можно даже назвать дату, когда этот подход начался - 6 мая 2012 года.
Spiegel: Именно за день до этого Владимир Путин вернулся в офис для исполнения третьего срока на посту президента России. В тот день мы увидели массовые демонстрации.
Шокенхофф: Мы увидели некоторое замешательство, которое повлияло на развитие с тех пор, в том, что право на свободу собраний было ограничено. Потом последовал новый закон об НПО, в рамках которого неправительственные организации, получающие финансовую поддержку из-за рубежа, рассматриваются в качестве "иностранных агентов". Наконец, Дума вновь определила клевету как уголовное преступление.
Spiegel: Идет ли Россия по пути превращения в чистую автократию?
Шокенхофф: Я не хочу провоцировать дискуссию броскими фразами. Дело в том, что российское правительство ограничивает дискуссию о модернизации вооруженных сил и определенных технологий. Для такого партнера, как Германия, это должно стать причиной для беспокойства.
Spiegel: Вы полагаете, что Россия превращается в диктатуру?
Шокенхофф: Россия, конечно, не на хорошем пути. Достаточно взглянуть на демографические показатели и драматический отток капитала. Хорошо образованные люди покидают страну в массовом порядке. Это плохие условия для модернизации.
Spiegel: Прислушиваются ли еще к вашему мнению Путин и его люди?
Шокенхофф: Россия это не только Путин. Существует открытая и оживленная дискуссия в стране, которая была бы немыслимой еще несколько лет назад. Оппозиция пытается в настоящее время структурироваться. Существует уверенный в себе средний класс, который хочет больше говорить в политической сфере. Эти события делают открытый обмен и тесное сотрудничество в гражданском обществе возможным. Содействие такого рода сотрудничеству является целью германской русской политики.
Spiegel: Не все так просто. Русские ясно дали понять, что они больше не хотят работать с вами в качестве партнера по диалогу. "Петербургский диалог" будет проходить в Москве через две недели. Вы все еще планируете принять в нем участие?
Шокенхофф: Конечно. В рамках "Петербургского диалога", я - немецкий координатор рабочей группы по гражданскому обществу. "Петербургский диалог" был специально создан для такой ситуации, которую мы имеем сегодня, когда имеется непонимание и отсутствие доверия. Именно сейчас нам нужно больше, а не меньше открытого и свободного диалога.
Spiegel: Но для диалога нужны две стороны.
Шокенхофф: Когда я смотрю на участников, определенных русскими, я чувствую оптимизм. Это мужчины и женщины, которые говорят критические вещи о политике России, и они не те люди, которые имеют тесные связи с Кремлем. Я уверен, что мы можем открыто говорить даже о разногласиях. В этом смысле, дискуссия о целях и задачах "Петербургского диалога" уже себя окупила.
Spiegel: Чувствуете ли вы достаточную поддержку германского правительства? Министерство иностранных дел недавно хотело значительно смягчить резолюцию по ситуации в России. Вы написали текст резолюции, и она была представлена в бундестаг партиями, составляющими правящую коалицию, в том числе ХДС канцлера Меркель, ХСС и близкими к бизнесу свободными демократами.
Шокенхофф: С точки зрения подобных движений, это нормально для правительства - иметь возможность изложить свою позицию специфическим языком. Что необычно в этом случае - то, что оно сделало свои действия публичными. Но таким действием будет конструктивно и критически рассмотрена ситуация с конституционностью и состоянием гражданского общества в России. Вот что поставлено на карту.
Дмитрий Семушин - европейский обозреватель ИА REGNUM