Виктор Якубян: Россия и Запад ставят Армению перед фатальным выбором
Говорить и действовать с позиции силы - удобно. Смысл сказанного доходит до адресата быстро, целиком и полностью. Сильный не бросает слов на ветер. Говорит он редко, а действует и того реже. Зачастую, все происходит в его интересах автоматически. Сильный никогда не говорит о слабости своих противников и, тем более, друзей. Он предпочитает спокойно наблюдать за развитием событий до того момента, когда возникнут сомнения в его силе, причем не важно, у противников или друзей. В этот момент сильный начинает действовать, чтобы снять все вопросы на ближайшую перспективу. Слабые же вынуждены действовать с оглядкой. У них развито чувство самосохранения. Балансирование между сильными - зачастую единственно верная для слабых модель поведения.
Мысль о том, что страны Закавказья манипулируют "великими державами", которую высказал на днях эксперт фонда "Карнеги"
Новая власть Грузии лихорадочно пытается восстановить внешнеполитический балансир. Даже решили назначить "спецпредставителя по урегулированию отношений" с Москвой. Как оказалось, отсутствие отношений с Россией лишает Грузию не только доступа к безразмерному по объемам торговому рынку, где, как в свое время выразился
Не случайно, за годы отсутствия политических связей с Россией, суверенитет Грузии существенным образом сжался. В результате она получила войну, потеряла территории, США в лице своего посла стали играть ключевую роль в грузинской внутренней политике, а Азербайджан и Турция - в экономике и энергетическом секторе. Но это мелочи. Главной бедой "однополярной Грузии", конечно же, стала постоянная внешняя угроза со стороны России. А иначе и быть не могло, поскольку Тбилиси фактически выстраивал враждебную политику против России в интересах США. Делал это открыто и прямо. Сегодня никто не может сказать, как бы сложилась политическая судьба Саакашвили, если бы он после взятия под контроль Аджарии остановился, начал выстраивать с Россией осторожный и бесконфликтный диалог, пусть даже и бессмысленный с практической точки зрения. Ясно одно, войны бы Грузия в этом случае могла избежать.
Но был ли у Саакашвили такой выбор? Ответ на этот вопрос могут дать его американские партнеры. Грузинский фасад Саакашвили рухнет. Принимающему поздравления новому лидеру страны
Но здесь возникает другой вопрос. В состоянии ли страна, наподобие Грузии, выстраивать многополярную внешнюю политику в принципе - не складывать все яйца в одну корзину? То есть вести такую политику, которая логически исходила бы из географического и стратегического расположения самой Грузии. Ответ на этот вопрос - нет, ей никогда не позволили бы стать субъектом региональной политики. Намерение Тбилиси стать таковым фактором за счет вступления в НАТО, то есть использовать весь свой геополитический потенциал во благо одного из конкурирующих мировых полюсов - США, во вред другим - России и Ирану, автоматически выводит Грузию на тропу новой войны. Иного не дано.
Описанный опыт ключевой с региональной точки зрения Грузии имеет прикладное значение для ее соседей - Армении и Азербайджана.
Обладающий по сравнению с Грузией серьезной материально-ресурсной базой для укрепления собственного суверенитета, Азербайджан позиционирует себя в качестве нейтрального государства. Баку также присоединился к числу стран Движения неприсоединения, тем самым сняв формально все вопросы относительно своей внешнеполитической ориентации. Конечно, это не мешает Баку наращивать стратегический диалог с Турцией, теснить Иран в интересах США и Израиля, реализовывать нефть и газ через British Petroleum. (Симптоматично, что резкие выступления Томаса де Ваала последовали сразу после откровенного наезда президента Азербайджана
Тем не менее, никаких "вопросов ребром" Азербайджан перед Москвой не ставит и ставить в будущем не будет по той простой причине, что это небезопасно. Наоборот, азербайджанские власти грамотно разыгрывают российскую карту, год от года - в час по чайной ложке - увеличивая поставки газа в РФ на 500 млн. кубов. Хотя "Газпром" уже раз пять озвучивал азербайджанским властям предложение закупать весь добываемый в Азербайджане газ по европейской цене, Баку не спешит его принимать. Ведь главное в данном случае - баланс. Образно говоря, на азербайджанской чаше весов "тяжесть" той или иной внешнеполитической парадигмы можно измерять по объемам газового экспорта в этом направлении - на Россию приходится процентов 10% влияния, что неудивительно, поскольку на западной чаше стоит внушительная турецкая гиря.
Армения, находящаяся в крайне уязвимом с точки зрения безопасности коммуникаций состоянии, уже на протяжении длительного времени (в период правления президентов
Надо также подчеркнуть, что для Еревана и Баку существует и важнейший объединяющий фактор, диктующий им необходимость поддержания стратегического баланса влияния США, России и Евросоюза - это карабахский вопрос. Фатальное нарушение баланса сил посредников Минской группы ОБСЕ (Россия, США и Франция) может необратимым образом отразиться на ситуации в зоне самого конфликта. Поэтому вот уже 20 лет предложения посредников сменяют друг друга, инициатива переходит от США к России, от России к Франции и обратно к США, но сдвигов в процессе урегулирования как нет, так и не будет. Статус-кво в зоне карабахского конфликта, на самом деле, есть проекция влияния на ситуацию в регионе "великих держав" - пат в зоне конфликта обусловлен патом на поле внешней конкуренции за влияние в регионе. Поэтому стенания Томаса де Ваала кажутся фальшивыми и провокационными. Армения и Азербайджан не могут манипулировать "великими державами", они лишь "манипулируют" интересами этих держав в отношении самих себя, не позволяя полностью лишить себя права называться государствами.
Закавказье - как арена для столкновения крупных государств, транснациональных компаний и иных глобальных игроков, еще долго будет привлекать внимание международной экспертной среды, вызывать симпатии и нервозность в зависимости от той или иной степени сиюминутного крена. Показательно, что практически день в день с британцем де Ваалом, с "зубодробительным" анализом отношений России и Армении выступил российский политолог, главный редактор журнала "Однако"
Эти и другие резкие оценки российского политолога в Армении восприняли кто как - кто с безразличием, кто с недоумением, кто с негодованием. Вызвать позитивные эмоции автор, по всей видимости, и не стремился, что довольно странно в контексте его "интеграционных" намерений, пусть даже и смутно обрисованных - евразийских.
Странно и другое, почему российский эксперт вдруг решил напомнить именно армянам о том, что существованием своей страны в "ее нынешнем виде" они обязаны России? Ведь если разобраться, и Азербайджан возник на карте мира не без вмешательства московских правителей. То же самое можно сказать о Грузии, Молдавии, Украине (с Крымом), Белоруссии и так далее. Мог бы Леонтьев вспомнить и о Сербии, существовавшей в каком-то виде благодаря России, но потерявшей этот вид как только Россия проиграла конкуренцию на Балканах.
Действительно, Армения в нынешнем своем виде и возникла благодаря России. Но среди армян найдутся тысячи тех, которые будут настаивать на обратном - не будь России, Армения была бы вдвое или вчетверо больше. Их поддержит турецкая пропаганда, настаивающая на том, что армян в начале прошлого века турецкие власти и начали резать только за то, что опасались их превращения в "пятую колонну" России. Это, кстати, официальная версия Турции по поводу депортации и уничтожения 1,5 миллионов армян. В нынешней армянской политической тусовке найдутся те, кто будет обвинять Россию в монополизации энергетического сектора страны, препятствовании строительству транзитного газопровода из Ирана и так далее и тому подобное. Будут и те, кто скажет, что армяне внесли свой посильный вклад в сохранение целостности самой России, хотя бы на фронтах Второй Мировой войны.
В любом случае, для все расширяющегося круга антироссийски настроенных армян статья Леонтьева - настоящий подарок. Вне всякого сомнения, они будут лупить этим текстом по носам тех, кто действительно уверен в евразийском будущем армянского государства, кстати говоря, играющего на сегодняшний день в судьбах армянского народа не самую важную функцию. "Сетевой характер" армянства позволяет им отводить государству и государственности не самое важное значение. Что касается настроений самого армянства, то они характеризуются самым широким диапазоном интересов и перспектив, а общественно-политическое и культурное влияние Запада как в Армении, так и среди армян по всему миру на сегодняшний день огромно. Поэтому провокационная нервозность Леонтьева столь же неуместна, как и стенания Ваала. И "жесткие предупреждения германского посла" будут восприниматься в Армении со всей серьезностью по одной простой причине. Германия не позволила бы себе выступать на официальном уровне столь откровенно, если бы не чувствовала ослабления российской хватки. Какое направление выберет Армения - покажет время. Опыт Грузии и Сербии свидетельствует, что любой выбор будет ошибочным, а карабахский вопрос может сделать его для Армении еще и фатальным.
Виктор Якубян - эксперт по проблемам Закавказья.