Помощник госсекретаря США по странам Южной и Центральной Азии Роберт Блейк призвал частные компании воспользоваться экономическим потенциалом Северной распределительной сети. Об этом 22 октября сообщила новостная лента "Шёлковый путь".

"Северная распределительная сеть, или СРС (или Северная сеть поставок - ССП - ИА REGNUM), является, возможно, самым ясным примером тех выгод, которые принесло наше взаимодействие с государствами Центральной Азии в области безопасности. В течение минувшего года мы видели, как СРС обеспечила критически важные альтернативные маршруты для доставки наших несмертоносных грузов в Афганистан и из Афганистана, особенно когда мы столкнулись с трудными моментами в наших отношениях с Пакистаном", - сообщил Блейк в своем выступлении в ходе XIII ежегодной международной конференции "Общества исследований по вопросам Центральной Евразии", проходившей в Университете штата Индиана с 18 по 21 октября.

"Когда мы говорим о железных дорогах, мы не должны забывать об экономическом потенциале СРС. Существующие сейчас инфраструктура и транзитные маршруты, которые используются для переброски военных грузов, могут и должны использоваться частным сектором для продолжения торговли по всему региону, где имеются широкие возможности для роста. Экономический потенциал более открытого и более интегрированного региона, в котором есть неиспользованные человеческие и природные ресурсы, является практически неограниченным", подчеркнул Помощник госсекретаря США.

Согласно распространенному в Вашингтоне докладу сенатского комитета по иностранным делам, созданная в 2009 году Северная распределительная сеть (СРС) представляет собой сеть коммерческих воздушных, наземных и морских маршрутов, по которым предназначенные для войск США и НАТО "несмертоносные" грузы доставляются в Афганистан через Россию, Закавказье и Среднюю Азию.

"СРС состоит из трех главных наземных маршрутов, один из которых начинается из грузинского порта Поти на Черном море и следует затем через Баку в Азербайджан, пересекает Каспийское море и идет по территории Центральной Азии. Второй маршрут начинается из латвийского порта в Риге, следуя затем через Россию, Казахстан и Узбекистан, а третий маршрут, который тоже начинается в Латвии и следует через Казахстан и Россию, проходит затем через Киргизию и следует в Афганистан через Таджикистан", указывается в сенатском докладе, согласно которому "около 70 процентов всех грузов, доставляемых по Северной распределительной сети, проходит через пограничный пункт "Хайратон" на границе в Узбекистаном."

"Северная распределительная сеть позволила США диверсифицировать маршруты поставок в Афганистан и не зависеть в вопросах транзита полностью от Пакистана", указывается в документе.

При этом в нем подчеркивается, что "Северная распределительная сеть не является дешевой, так как по сравнению с отправкой через Пакистан за каждый стандартный грузовой контейнер, отправляемый через СРС, приходится дополнительно доплачивать 20 тысяч долларов США." "Правда, - говорится в докладе, - самой дорогой по прежнему является доставка грузов напрямую в Афганистан по воздуху, так как при этом доплата составляет еще около 40 тысяч долларов".