В день парламентских выборов в Литве, который проходит сегодня, 14 октября, ИА REGNUM представляет короткий портрет некоторых партий, которые, согласно опросам по выходу с избирательных участков, имеют шансы войти в новый Сейм Литвы.

№1 во время жеребьевки чуть больше месяца назад вытянула рука лидера Саюдиса либералов, 38-летнего действующего министра сообщения Элигиюса Масюлиса. Именно эта партия может стать своеобразным "золотым голосом" будущей коалиции, поскольку победившим социал-демократам, Рабочей партии, и "Порядку и справедливости" может не хватить голосов, чтобы полностью контролировать Сейм, если они будут формировать новую коалицию.

Саюдис либералов - не новичок как в парламентских выборах, так и в управлении государством. Характерно, что эта партия была правящей последние восемь лет. Вначале немногочисленная фракция либералов поддерживала правящих социал-демократов при правительстве Гедиминаса Киркиласа, а с 2008 года точно также правительство консерваторов, а члены фракции, достаточно немногочисленной - всего 11 кресел и пятое место, стали министрами.

Так, пост одного из важнейшего министерства, учитывая транзитное положение Литвы, Министерства сообщения (транспорта) занял председатель партии Элигиюс Масюлис. Следует отметить, что за время правления Масюлиса за рулем всей транспортной системы Литвы ее положение действительно улучшилось.

Так, в разгар экономического кризиса прекратила свое существование единственная литовская национальная авиакомпания flyLAL, а в какой-то момент Вильнюс был официально признан самой труднодоступной столицей Евросоюза. Самолеты в Вильнюс летали буквально раз-два в сутки, а Вильнюсский аэропорт представлял из себя запущенное здание, с закрытыми киосками, магазинами, и темными табло.

Сегодня, без своей авиакомпании, это официально самый динамично развивающейся аэропорт в Евросоюзе. Пассажиропоток уже превысил докризисный уровень, а в аэропорт пришли десятки авиакомпаний, в том числе и бюджетных, таких как Ryanair и Wizzair. Ryanair и вовсе приняло решение сделать свою базу в странах Прибалтики в аэропорту Каунаса, в последующем перекинув часть рейсов на Вильнюс.

Рос грузооборот Клайпедского порта, был запущен первый экспериментальный грузовой поезд "Сауле" из Казахстана, через территорию России и Белоруссии, в Литву, в порт Клайпеды, что позволяет доставлять грузы едва не в два раза быстрее из Китая в Европу, нежели водным путем. Либералы гордятся и другими своими достижениями.

Второй министерский портфель - министра образования получил соратаник Масюлиса Гинтарас Стяпонавичюс. Если деятельность Масюлиса критикуют не многие, то Стяпонавичюса не многие хвалят. Он начал радикальную реформу системы образования в Литве. Как высшего, так и школьного. Особенно много претензий к Стяпонавичюсу у представителей нацменьшинств, проживающих в Литве.

Под его началом значительная часть уроков в школах для нацменьшинств была переведена на государственный язык, был введен единый выпускной экзамен для всех выпускников литовских школ по литовскому языку и литературе, несмотря на то, что, например, в русских или польских школах эти предметы преподавались по одной программе, а в литовских школах для детей, для которых литовский язык родной, по другой программе. Подготовительный период сделали всего два года. В итоге дети из школ нацменьшинств, которые будущей весной впервые будут сдавать единый экзамен, вынуждены выучить программу, которую в литовских школах изучают на протяжении всех 12 классов. Представители нацменьшинств заговорили об искусственной ассимиляции этнических не литовцев. По стране прокатились многотысячные митинги протестов.

Аналогичная реформа прошла в высшем образовании, которое фактически переведено на платную основу, а абитуриентов, не успевших даже начать самостоятельную жизнь, запирают в круговорот кредитов - у кого нет денег заплатить за учебу, банки мгновенно предлагают взять кредит на обучение. В Литве высказывалось предположение, что именно ради этого была затеяна вся реформа. Литву сотрясали и митинги студентов. Ничуть не лучше оказалось положение учителей. По всей Литве за четыре года закрылись десятки школ, а без работы остались тысячи педагогов. Только в этом учебном году запланировано уволить две тысячи учителей. Официальная формулировка - недобор учеников в классах. Однако сегодняшний день попал на "дыру" 90-ых, когда рождаемость в Литве действительно была ниже некуда, но затем, особенно в начале и до середины прошлого десятилетия в Литве был невероятный "бум" рождаемости, а сейчас молодые семьи буквально воют - садиков не хватает, в группах перебор. Что будет, когда эти дети подрастут, учитывая массово закрываемые школы?

На эти вопросы либералы ответов не дают, но по опросам общественного мнения они находятся на грани прохождения 5% барьера и очередного попадания в Сейм Литвы. Стоит также отметить, что пост министра юстиции Литвы все эти четыре года занимал Ремигиюс Шимашюс. Свою отрасль министр сильно "не тряс", зато всячески любил рассуждать о схожести преступлений нацизма и коммунизма, и был ответственен за разработку системы единичных исков "пострадавших от советской оккупации", которые в Литве массово хотят подавать на Россию.

Первая десятка кандидатов в списке либералов выглядит следующим образом: Элигиюс Масюлис, Альгис Кашета, Гинтарас Стяпонавичюс, Даля Куодите, Ремигиюс Шимашюс, Эугениюс Гентвилас, Пятрас Ауштрявичюс, Римантас Микайтис, Виктория Чмилите, Виталиюс Гайлюс.