Соавтор "Набережной Европы" в Санкт-Петербурге: Собирать рисунки и рисовать самому - это вещь гораздо более долговечная, чем строить здания
Санкт-Петербург, 13 октября, 2012, 14:49 — ИА Регнум. "Хитрой выставкой" назвал открывшуюся накануне в Санкт-Петербурге в Главном штабе выставку "Библиотека архитектуры" директор Государственного Эрмитажа
Напомнил Михаил Пиотровский и о том, как коллекция "бумажной архитектуры", собранная императрицей Екатериной II и составившая основу коллекции Государственного Эрмитажа, "задавала тон и стиль работающим при дворе архитекторам, "бумажная архитектура" порождала архитектуру настоящую".
Выставка "Бумажная архитектура" из собрания Государственного Эрмитажа и Фонда Сергея Чобана представляет более 80-ти архитектурных рисунков XVIII-XXI веков и продолжает "архитектурный вектор" проекта "Эрмитаж 20/21", начатый выставкой "Сантьяго Калатрава. В поисках движения". Задача нынешней экспозиции - сопоставить рисунки из коллекций разных типов - живого развивающегося собрания практикующего архитектора Сергея Чобана и старинного императорского собрания. На выставке представлены и никогда ранее не выставлявшиеся произведения из обеих коллекций. Экспозиция построена по принципу диалога двух собраний.
Сергей Чобан определяет идею выставки так: "На мой взгляд, она соответствует идее моего фонда: говорить о том, что архитектурный рисунок - отнюдь не история, а абсолютно актуальное искусство, которое не только интересно многим, но и обладает очень высокими вневременными эстетическими качествами".
Сергей Чобан более десяти лет собирает "бумажную архитектуру", Фонд же существует с 2009 года, и теперь современные архитекторы дарят фонду свои работы, тем самым пополняя коллекцию. Коллекция Фонда Сергея Чобана составит ядро Музея архитектурного рисунка в Берлине, который ныне строится и будет открыт в 2013 году. Как пояснил журналистам архитектор, музей будет небольшим - около 600 м кв, там разместятся два кабинета архитектурной графики, библиотека, архив, лекторий. Небольшой масштаб музея Чобан объясняет тем, что "искусство рисунка не должно подвергаться инфляции". "Возможно даже фокусирование на ценности отдельного листа, если это, к примеру, лист Джованни Пиранези, - говорит Чобан. - В своей жизни я всегда хотел быть архитектором, ошибочно думая, что если ты архитектор, то ты создаешь что-то для вечности. Но ничто не уходит так быстро, как произведения построенные. Их портят еще в момент создания и потом продолжают постоянно портить дальше. Поэтому как раз собирать рисунки и рисовать самому - это вещь, гораздо более долговечная, чем строить здания". Сергей Чобан пояснил свою мысль так: "Даже если какие-то здания построены удачно, все равно, количество людей, которые норовят их испортить - оно таково, что только на рисунке вы можете увидеть версии Бренны или Лео фон Кленце (известный баварский архитектор, автор проекта здания Нового Эрмитажа в Санкт-Петербурге, в 1834 году был избран почетным вольным общником Российской Академии художеств - прим. ИА REGNUM), которые никогда не были построены. И в этом, собственно говоря, непреходящая ценность рисунка даже по сравнению с построенной архитектурой".
На вопрос журналистов, какой из его собственных проектов был воплощен наиболее точно, Чобан, говоря о России, обмолвился "не будем о грустном", но все же назвал жилой комплекс в Гранатном переулке, 6 в Москве (построен в 2010 году). Отметил Чобан, что "хорошо реализуется" проект в Санкт-Петербурге "Невская ратуша".
Как ранее сообщало ИА REGNUM, административно-деловой квартал "Невская Ратуша" строится в историческом центре Санкт-Петербурга. Проект был направлен на преобразование бывшего трамвайного парка под нужды комитетов и организаций администрации Санкт-Петербурга, расположен в "треугольнике" Дегтярного переулка и улиц Новгородская и Моисеенко. (Весной 2012 года шла речь, что чиновники Смольного передумали переезжать в "Невскую ратушу", но, общаясь с журналистами 1 октября, вице-губернатор
На вопрос корреспондента ИА REGNUM о том, не опасается ли архитектор, что будет "испорчена идея" еще одного масштабного петербургского проекта - "Набережной Европы", Сергей Чобан ответил так: "Это авторский проект, бесспорно, лучших на сегодня архитекторов Европы, которых мы пригласили. Это не мой личный проект, а в целом градостроительный проект за моим авторством и авторством Евгения Герасимова, а проекты отдельных зданий создавали другие архитекторы. И проекты должны быть реализованы, я абсолютно уверен, что они будут реализованы так, как были задуманы. И тогда все увидят окончательно, что все хорошо. Сейчас же мы "делим шкуру неубитого медведя", которая, я думаю, "в готовом состоянии" всех убедит".
Как ранее сообщало ИА REGNUM, Совет Санкт-Петербургского регионального отделения Международного совета по памятникам и достопримечательным местам (ИКОМОС СПб) в начале октября подготовил открытое письмо губернатору Санкт-Петербурга
"Наш мир становится все более эфемерным и лишенным каких-либо материальных носителей - будь то холст или бумага, - говорит Сергей Чобан. - Все электронные носители настолько же преходящи, насколько преходящи и мы сами. И обратить внимание людей на чувственность такого носителя идей, как бумага - собственно, и является задачей моего фонда. Также необходимо обратить внимание на важность и качество архитектурного рисунка для студентов и молодых архитекторов - как возможность запечатления своих идей".
Музей архитектурного рисунка в Берлине еще только откроется, но уже есть договоренности о сотрудничестве с двумя самыми знаменитыми кабинетами архитектурной графики Европы - в Париже и Лондоне, летом 2013 года состоится выставка 12 листов оригиналов Пиранези из Фонда Чобана в Храме Посейдона в Пестуме, идут переговоры о возможности сотрудничества с Нью-Йорком. Но Чобан особо подчеркивает честь показать свою коллекцию вместе с эрмитажной - "основой основ, выдающейся коллекцией архитектурной графики".