Сергей Назария: Попытки пересмотра итогов Второй мировой войны в молдавской историографии
ИА REGNUM публикует переданный в редакцию текст выступления кандидата исторических наук, доктора политических наук
Попытки пересмотра итогов
Общеизвестно, что история как предмет преподавания в школах и ВУЗах является не просто научно-мировоззренческой дисциплиной, как скажем физика, химия, биология и т.д., но играет и нравственно-политическую роль в деле воспитания будущих граждан того или иного государства.
Перед тем как непосредственно приступить к раскрытию в учебниках Республики Молдова после распада СССР указанных вопросов, следует сделать некоторые пояснения для немолдавского читателя. Дело в том, что в современной Молдове столкнулись два, в определённом смысле антагонистических, политико-идеологических течения в деле освещения исторического прошлого и, соответственно, воспитания подрастающего поколения. Это - сторонники сохранения и укрепления молдавского государства и те, которые выступают за присоединение Молдовы к Румынии или так называемые румынисты.
Первые считают Молдову равноправным и законным субъектом международных отношений, а молдаван отдельным самостоятельным народом, появившимся ещё до образования молдавского феодального государства в XIV-ом веке и в новое время образовавшим современную молдавскую нацию. Эти люди выступают за изучение молдавской истории как самостоятельной научной дисциплины и преподавания истории Молдавии в учебных заведениях Республики Молдова. Концептуально они стоят на позициях интернационализма и молдавского патриотизма, разделяют современные европейские демократические ценности, выступают за сотрудничество между народами и толерантность к представителям любой нации и религии. Соседние народы рассматриваются как дружественные, а национальные меньшинства проживающие внутри страны - как составную часть многонационального народа Молдовы, как людей, которые совместно с молдаванами веками строили Молдову и являются её исконными и законными гражданами.
Сторонники румынизма (румынисты) не признают молдавский народ (считая его частью "румынского рода"), законность молдавского государства, интерпретируя его как историческое недоразумение, как продукт сталинизма и выступают за присоединение "румынской земли" Бессарабии к "родине-матери Великой Румынии". Все соседние народы рассматриваются концепцией румынизма как "враждебные румынскому роду", а национальные меньшинства - как "пятая колонна" [8; 67]. Россия/СССР, но и многие другие соседние страны представлены исключительно в отрицательном свете, а в некоторых случаях - демонизируются. Истинной родиной является Румыния, всё румынское представлено исключительно положительным и прогрессивным, а любая политика когда-либо проводившаяся румынскими элитами являлась честной и справедливой. В этом смысле, румынисты являются сторонниками изучения так называемой "истории румын" в молдавской средней и высшей школе.
Вопреки всем рекомендациям
В своей патологической ненависти к "врагам румынского рода" особо отличается учебник по новой истории для 11 класса, авторами которого являются член-кореспондент АНМ, профессор
На этом фоне, вышеуказанные авторы приводят "примеры привилегированного положения" национальных меньшинств массово колонизировавших Бессарабию [13; 117-118, 122, 151, 161-163]. Господа Варта и Драгнев называют "всех этих поляков, греков, армян и евреев настоящими подонками, которые загрязняют Кишинёв" [13; 117]. Особую их неприязнь вызывают евреи, "массово мигрировавшие из других стран в города" [13; 151]. "Среди арендаторов значительную часть составляли евреи..., контролировавшие крупные латифундии". Именно на них указано ученикам как на "эксплуататоров румынского крестьянства". Евреи, "жаждущие быстрого обогащения, жестоко обращались с крестьянами, навязывая им невыносимые условия" [13; 152]. Мы привели эти примеры из учебника по новой истории лишь для того, чтобы немолдавский читатель мог понять в каком духе происходит "воспитание" детей в молдавской школе и с какими настроениями наши школьники приступают к изучению новейшей истории и, в частности, истории Второй мировой войны. Естественно, что в одной небольшой статье невозможно рассмотреть все существующие учебники и все аспекты затронутой темы. Однако часть этих проблем, на примере освещения
На 48-й стр. читаем: "Оккупация Бессарабии и севера Буковины Советским Союзом породила тяжелейшие последствия для коренного населения края". А в преамбуле к теме "Румыния, Бессарабия и Транснистрия в годы второй мировой войны" [7; 52; это же повторяется на стр. 53] подчёркивается, что "политический режим И. Антонеску имел военный, авторитарный характер, но являлся умеренным и толерантным в отношении оппозиции". Ниже отмечается, что "главной целью вступления Румынии в войну было освобождение оккупированных летом 1940 г. Советским Союзом территорий". А на 53-54 стр. уже говорится об "освобождении" Бессарабии и Буковины. На 54-55 стр. дети узнают об "участии румынских армий (естественно "освободительниц" - С.Н.) в походе восточнее Днепра".
О развязанных "освободителями" на "освобождённых" территориях терроре и геноциде - ни слова. Однако осуждаются на страницах учебника разрушения, причинённые инфраструктуре Бессарабии отступающей
И наоборот, советское наступление оценивается как "новое завоевание Бессарабии" [7; 55-56]. Подробно описываются причинённые в его ходе разрушения, будто бы изгнание Гитлера было возможно иным образом. Косвенно осуждаются за это именно те, которые воевали с фашизмом. Отмечается, что "Советская армия начала наступление с целью разгрома германских войск, дислоцированных в Молдове и Буковине" [7; 56], при этом понятие "Молдова" относится исключительно к территории западнее Прута и никак не к Республике Молдова.
Уже на 5-й стр. другого учебника для IX-го класса [14] экспансионистская внешняя политика румынского фашистского государства оправдывается необходимостью решения "одной из острейших проблем румын - интеграция рода в единое государство", - тезис из "Mein Kampf". А на 7-й стр. ученики узнают, что "относительная бедность румын... порождена бесчисленными разрушительными вторжениями враждебных империй... В XIX-XX вв. наиболее разрушительной силой была Российская, а затем Советская империи, которые преследовали цель истребить румынскую нацию".
На этой же странице ученики узнают, что "большое количество чуждых этносов... возросло в результате иностранных вторжений, целью которых на протяжении веков был захват румынских земель. Данные этносы... оказались на румынских землях в качестве агентов господствующих имперских держав". На 10-й стр. г-н Визер пишет, что в городах проживали "инородцы", представители "другой культуры, других традиций, других интересов, нередко враждебные автохтонному населению... Именно это предопределяло подрывной характер оппозиционного и сепаратистского движения в городах Румынии". Вот кто оказывается является врагом румын! И подобное тиражируется на многих страницах учебника - 11, 12, 30.
"Генерал Антонеску, - по мнению автора, - является выдающейся личностью" [р. 66], а гитлеровское вторжение в СССР он оправдывает, бездоказательно повторяя гитлеровско-геббельсовский миф о подготовке Советского Союза к нападению на Германию [14; 67]. Здесь же уважаемый профессор утверждает, что "румынские и германские части освободили Бессарабию, север Буковины и район Герца". Гитлер и Антонеску представлены как освободители и на 71-й стр. можно прочесть о том, что вели они войну против советских народов с целью освобождения их из рабства. На 69-й стр. узнаём, что в годы войны население "Бессарабии и Транснистрии" уменьшилось из-за политики советского режима. О массовом терроре оккупантов против мирного населения и геноциде полумиллиона евреев "освободителем" Антонеску - ни намёка. При этом, однако, достаётся Англии и США, которые, оказывается, после войны "предали" Румынию, предоставив её в полное распоряжение СССР [14; 75].
Данный учебник после некоторой "творческой доработки" в 2011 был переиздан в Румынии на деньги румынского правительства и в настоящее время является основным для изучения "отечественной" истории для учеников IX-го класса [21].
В одном из следующих учебников, на этот раз для XII-го класса [2] сообщается, что "захват Бессарабии СССР в июне 1940 г. имел драматические последствия для автохтонного населения" [2; 97]. При этом автор ни словом не осуждает политику И. Антонеску. Оправдывается и агрессия против Советского Союза и наступление румынских войск в глубь советской территории [2; 104]. Геноцид евреев назван "антигуманным актом, выразившимся в депортации и насилии над евреями и цыганами в Транснистрии". И всё... Более всего г-н
В другом учебнике для XII-го класса [12], также переизданным в 2011 в соседнем государстве для молдавских школьников [22], отмечается, что имевшееся у Румынии напряжение с соседями (СССР, Венгрией, Болгарией) было вызвано исключительно их политикой [12; 41-45]. По всей видимости, считая, что об этом ученики не проинформированы, автор сообщает им, что "приднестровские и буджакские степи были колонизированы русскими, украинцами, немцами, болгарами, которым было предоставлено по 40-50 га земли на семью" [12; 67]. А на 72-й стр. они узнают, что "депортации из МАССР преследовали целью изменить этническую структуру населения посредством колонизации края русскими и русофонами".
В этом же контексте, автор приходит к выводу, что "установление советской администрации в Бессарабии и на севере Буковины вызвало нескончаемую цепь страданий румынского населения... В то время как молдаван отправляли в Россию..., десятки тысяч русских и украинцев прибывали в Бессарабию, занимая ключевые посты в партии, государстве и в руководстве предприятиями" [12; 80]. Г-н
Косвенной реабилитацией агрессии Германии и Румынии является и декларация об "освобождении Бессарабии и Буковины" [12; 83-84, 87]. Он также внушает лицеистам мысль о том, что "в ходе отступления советские оккупанты осуществили массовые разрушения материальных ценностей", подробно их перечисляя [12; 84]. На 84-85 страницах автор объясняет каким "счастьем" для "Бессарабии и Транснистрии" обернулось румынское правление в годы войны. Одновременно он пытается убедить читателя в искреннем стремлении Антонеску выйти из войны ещё в 1941 году и вводя их одновременно в заблуждение другим абсолютно лживым утверждением о том, что "на Московской и Тегеранской конференциях было принято решение о сферах влияния США, Великобритании и Советского Союза" [12; 87].
При анализе подобного рода "учебно-методической литературы" не следует проходить мимо "научных трудов" "ведущего" молдавского историка румыно-националистической ориентации
В книгах и учебниках Петренко содержатся десятки и сотни "безосновательных утверждений и неточностей". В начале укажем лишь на некоторые из этих кричащих несуразностей из одного его учебника для русских школ [19]. Правда, большинство из них слишком уж примитивно-безграмотны. Так, на 58 странице этой книжки можно прочесть, что "во второй половине 30-х годов возникает ещё один очаг войны - на этот раз в Европе". Уважаемому профессору и в голову не приходит, что очаг Второй мировой войны возник в Европе ещё в первой половине 30-х гг., вскоре после прихода Гитлера к власти и об этом должны знать не только школьники, но также и доктора-профессора, которые пишут для них "учебники".
Там же узнаём, что "в 1938 г. Гитлер потребовал от правительства Чехословакии возвращения Судетской территории". Во-первых, он "не потребовал возвращения", а её аннексии, т.к. даже Гитлер знал, что Судетская область (а не "территория") никогда не была в составе Германии; а во-вторых, и г-ну Петренко, также следовало бы знать об этих вещах, ведь он профессор новейшей всеобщей истории. Необходимо было бы знать и о том, что советско-германский пакт от 23 августа 1939 г. не имел характера "союзнического договора" [19; 60]. Во всяком случае, читая внимательно документ, не найдём даже намёка на союз. На 63-й странице узнаём, что "во второй мировой войне произошёл коренной поворот". Господин Петренко так и не понял, что "повороты" совершали каруцы Антонеску, а в ходе войны произошёл "коренной перелом".
На странице 68 именитый историк открывает нам неразумным сенсационную новость: "Войска нацистской Германии... оккупировали... восточные области Российской Федерации". Т.е. - дальневосточные? Феноменально!! Выходит, что танки Гудериана наступали не только с Запада, но и из Манчжурии... Вызывает сомнение, что автор хотя бы читает то, что пишет! На той же несчастной 68-й странице допускается ещё одна нелепость: "Победа способствовала созданию антигитлеровской коалиции". Г-ну профессору, "спасителю отечества" и обожателю друга Гитлера Антонеску, следовало бы знать, что к этому времени коалиция уже была создана, а победа лишь консолидировала её. На одной странице машинописного текста допускаются 4-5 ошибок! И так во всех его "бестселлерах".
Этого столь "известного" профессора можно сравнить с самой матушкой-императрицей
В "исторических трудах" указанного автора присутствует молчаливое одобрение лозунгов типа: "Да здравствуют наши союзники и великий вождь Германии
Партизаны, боровшиеся с фашизмом (и защищавшие "жидов") квалифицируются не иначе как террористы [11; 49, 70. 8; 98, 99], национальные меньшинства названы "пятой колонной" [8; 60], утверждается, что "режим Антонеску являлся современной (читай: цивилизованной - С.Н.) диктатурой, толерантной по отношению к демократической оппозиции" [8; 395. 11; 31].
Более того, наш "самый проевропейский профессор" дошёл до откровенного оправдания
Власовцев - этих русских нацистов и предателей - наш "объективный и нетенденциозный историк" (именно так именует себя сам г-н Петренко, правда, при этом ни разу не упоминает, что много лет возглавляемая им "Ассоциация историков Республики Молдова" ежегодно получала от румынского правительства десятки тысяч долларов, а сам "непримиримый борец с коррупцией" выступает за ликвидацию независимого молдавского государства и его присоединение к Румынии. Только в 2006 г. сумма этих субсидий на "объективные и нетенденциозные" исследования почти достигла $94 тыс.) [20] называет в одной из своих работ (содержащей более 70 фактологических ошибок и множество концептуальных несуразностей, однако признанной "книгой 1995 года" в Румынии [10]) не иначе как "освободительной армией" [10; 30-31], игнорируя тот факт, что они совершили тягчайшие преступления не только против своего народа, но и участвовали в карательных экспедициях против польского, чешского, французского и других народов. Более того, на советско-германском фронте эти изверги не воевали, т.к. гитлеровцы не доверяли им, а были использованы на Западном фронте в борьбе с англо-американцами. По всей видимости, этим "защищали европейскую демократию"?! В странах Западной Европы после войны подобные Власову "герои" были осуждены и приговорены к различным срокам заключения, а многие к высшей мере через повешение, как, например, Квислинг в Норвегии или Лаваль во Франции.
Однако в заключение следует отметить, что далеко не все молдавские учебники идеологически основаны на националистической, ксенофобской концепции. Во-первых, это учебники по новейшей истории зарубежных стран, автором которых является Ваш покорный слуга [3. 4. 15. 16. 1].
Во-вторых, в 2006 г. вышли учебники по новейшей истории, написанные группой авторов на основе т.н. "интегрированной" концепции истории [5. 6. 17. 18]. В них исторические события описаны и проанализированы с позиций интернационализма и толерантности, акценты направлены на сотрудничество между народами. То отрицательное, что было в их отношениях находит своё объяснение в политике элит, несущих главную ответственность за то зло, что имело место в действительности.
Великая Отечественная война представлена на страницах этих учебников как героическая борьба всех народов СССР за свою свободу и свободу других стран и народов. Победа над фашизмом представлена как величайшее совместное достижение народов мира, в первую очередь СССР, США и Великобритании, при этом ненавязчиво подчёркивается решающий вклад Советского Союза в победу над гитлеровской Германией. Отдельно раскрывается вклад выходцев из Молдавии в общую победу над злейшим врагом человечества, при этом подчёркивается, что именно победа над фашизмом и освобождение нашей республики от нацистских поработителей сделало возможным послевоенный многогранный расцвет её экономики и культуры, а в последствие и появление независимого молдавского государства на карте Европы.
Но, к сожалению, с 2011 года эти учебники, прошедшие в своё время экспертизу Совета Европа, официально запрещены министерством просвещения РМ для использования в молдавских школах. Целью данной "образовательной политики" является пересмотр итогов Второй мировой войны и ликвидация независимого Молдавского государства, посредством его присоединения к "Великой Румынии". А для достижения данной цели, необходима реабилитация румынских военных преступников и представление их в роли "национальных героев", "борцов за дело румынизма" и "объединителей румынского рода".
И к этому процессу открыто и активно подключились и румынские власти. Так бывший посол Румынии в Молдове
Подобного рода и даже более радикальные реваншистские высказывания постоянно позволяет себе и нынешний румынский президент
А в июне 2011 года между возник дипломатический скандал, после того как Бэсеску в 70-летнюю годовщину начала операции "Барбаросса" встал на защиту фашистского диктатора
Естественно, все несогласные с подобной точкой зрения объявляются "врагами румынского народа" и предпринимаются попытки их маргинализации в среде молдавской гуманитарной интеллигенции для того, чтобы морально-психологически сломить этих людей и, в конечном итоге, "закрыть им рот".
Что же предпринимается для противостояния тенденции фашизации исторического образования в Республике Молдова? Во-первых, используются все доступные СМИ (хотя данные возможности крайне ограничены, в особенности после закрытия телеканала NIT). Кроме того, группа молодых людей обратилась с жалобой в Генеральную прокуратуру (составленной известным в нашей республике адвокатом
А 8 июня 2012 г. Ассоциацией историков и политологов Pro-Moldova был подан иск (также составленный Р. Ароновым) в суд с требованием отмены приказа № 124 министра просвещения Республики Молдова от 7 марта 2012 года "В связи с организацией исторического образования в доуниверситетской системе образования" (вводящего в школы курс "Истории румын") как противоречащего закону и европейским демократическим нормам. 7 сентября Апелляционная палата г. Кишинёва отвергла его, посчитав рассмотрение данного дела не в своей компетенции. Ассоциация историков и политологов подала кассационный иск в верховный суд и в случае отрицательного результата намерена обратиться в
В этом смысле, мы надеемся на моральную, концептуальную, информационную и юридическую поддержку Международного правозащитного движения "Мир без нацизма".
Литература
1. Caşu I., Nazaria S. Istoria universală contemporană (1918-2002). Manual pentru clasa a IX-a. Ediţia a patra completată şi corijată. Chişinău, 2002.
2. Enciu N. Istoria românilor. Epoca contemporană. Manual pentru clasa a XII-a de liceu. Chişinău, 2002.
3. Nazaria S. Istoria universală contemporană (1914-1999). Manual pentru clasa a IX-a. Chişinău, 1999.
4. Nazaria S. Istoria universală contemporană (1914-2001). Manual pentru clasa a XII-a de liceu. Chişinău, 2001.
5. Nazaria S., Roman A., Srînceană M., Raţa S., Barbus L., Dumbravă A.Istorie. Epoca contemporană. Manual pentru clasa a IX-a. Chişinău, 2006.
6. Nazaria S., Roman A., Srînceană M., Raţa S., Barbus L., Dumbravă A. Istorie. Epoca contemporană. Manual pentru clasa a XII-a. Chişinău, 2006.
7. Palade Gh. Istoria românilor. Epoca contemporană. Manual pentru clasa a IX-a. Chişinău, 2002.
8. Petrencu A. Basarabia în al doilea război mondial. 1940-1944. Chişinău, 1997.
9. Petrencu A. Istoria universală contemporană. 1914-1999. Manual pentru clasa a IX-a. Chişinău, 1999.
10. Petrencu A. Istorie universală. Epoca contemporană. Chişinău, 1995.
11. Petrencu A. România şi Basarabia în anii celui de-al doilea război mondial. Chişinău, 1999.
12. Şişcanu I. Istoria românilor. Epoca contemporană. Manual pentru clasa a XII-a. Chişinău, 2001.
13. Varta I., Dragnev D. Istoria românilor. Epoca modernă. Manual pentru clasa a XI-a de liceu. Chişinău, 2002.
14. Vizer B. Istoria contemporană a românilor. Materiale pentru clasa a IX-a. Chişinău, 1997.
15. Назария С. Новейшая история зарубежных стран (1914-2002). Учебник для IX-го класса. Chişinău, 2002.
16. Назария С. Новейшая история зарубежных стран (1914-2002). Учебник для XII-го класса. Chişinău, 2002.
17. Назария С., Роман А., Спрынчанэ М., Раца С., Барбус Л., Дубровский А. История. Новейшее время. Учебник для IX-го класса. Chişinău, 2006.
18. Назария С., Роман А., Спрынчанэ М., Раца С., Барбус Л., Дубровский А. История. Новейшее время. Учебник для XII-го класса. Chişinău, 2006.
19. Петренко А.М. Всеобщая история. 1918-2001. Учебник для IX класса. Ştiinţa, 2001.
20. Moldova Suverană, 2007, 15 martie.
21. Vizer B. Istoria românilor. Epoca contemporană. Manual pentru cl. a IX-a. 2011.
22. Şişcanu I. Istoria românilor. Epoca contemporană. Manual pentru clasa a XII-a. 2011.
23. http://www.salut.md/news/28038.html.
24. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%8D%D1%81%D0%B5%D1%81%D0%BA%D1%83,_%D0%A2%D1%80%D0%B0%D1%8F%D0%BD.
25. http://enews.md/blogs/view/525/.
26. http://news.point.md/ru/politika/ruminskij-marshal-ion-antonesku-ne-podlezhit-reabilitacii.
27. http://www.regnum.ru/news/989871.html.
28. http://www.materik.ru/pda/rubric/detail.php?ID=10164.