Игорь Павловский: Переток соотечественников в Россию идет. Без программ и громких деклараций
В Общественной палате Ленинградской области создана рабочая группа по взаимодействию с соотечественниками, проживающими за рубежом. Возглавил ее заместитель главного редактора ИА REGNUM
ИА REGNUM: Почему именно рабочая группа, а не комиссия, и почему именно с соотечественниками?
Рабочая группа - это удобный формат в работе Общественной палаты Ленинградской области. Группа создается под какие-то определенные цели и в неё может войти любой член Общественной палаты. Что же касается внимания к соотечественникам, то здесь необходимо признать, что сначала соотечественники проявили интерес к деятельности Общественной палаты и вообще к жизни Ленинградской области. В Общественную палату поступало достаточно много обращений от соотечественников, в первую очередь из стран Прибалтики, о взаимодействии по линии общественных структур. Руководство Общественной палаты оперативно отреагировало на этот интерес, и было принято решение создать рабочую группу.
ИА REGNUM: Чем так интересна именно Ленинградская область нашим соотечественникам?
В первую очередь, как объект приложения своих трудовых умений и навыков. Ленобласть интенсивно развивается, и, как следствие, ей нужны трудовые ресурсы, которые есть в Прибалтике в избытке. Кроме того, активно проявляется интерес к территории Ленинградской области как к месту возможного переселения. Огромный интерес - к туристическому и культурно-духовному потенциалу Ленинградской области. Даже если посмотреть статистику туристических поездок, то увидим, что к Ленобласти интерес постепенно растёт, может быть, не такими большими темпами, как хотелось бы, но неуклонно растет.
ИА REGNUM: Ленинградская область в прошлом году провела Балтийский форум соотечественников, в организации которого активную роль сыграла Общественная палата. В этом году планируется провести это мероприятие?.
Да, в этом году пройдет II Балтийский форум соотечественников. Мы планируем расширить географию стран-участниц и выйти за границы Прибалтики. Кроме того, мы думали сместить акцент. Понимаете, основная проблема всех форумов соотечественников в том, что постоянно слышен "плач Ярославны": "помогите нам, мы бедные, нас гнетут". Отчасти это, конечно же, правда. Но есть и другой пласт соотечественников - те, кто работает в этих странах, и несмотря на все гонения делает то, что считает должным: бизнес, СМИ, занимается культурной деятельностью, не прося ни копейки, сохраняет русский язык и русскую культуру в странах своего проживания и т.д. Вот с этими людьми интересно поговорить. Интересно помочь им в работе в странах их проживания, послушать их советы и рекомендации по развитию нашей страны в целом и Ленинградской области, в частности.
ИА REGNUM: Вернемся к переселению соотечественников. Государственная программа поддержки переселения соотечественников в Россию не заработала - это уже не секрет. Как Вы думаете, почему?
На мой взгляд, главная причина - отсутствие гарантий стабильной работы. Очень часто приходилось разговаривать с потенциальными "переселенцами", их останавливает даже не наша всесильная бюрократия и отсутствие жилья, а отсутствие гарантии работы. Второе, что никак не хотели понять наши чиновники, - это гигантская разница в ценах на жильё. Год назад однокомнатная квартира в центре латвийского города Резекне стоила около 6000 долларов. Что за эти деньги купит здесь переселенец? Поэтому программа и буксовала. Как бы ни было плохо конкретному соотечественнику за рубежом, но его "стабильная нестабильность" намного привлекательнее, чем "гарантированная нестабильность" в России.
ИА REGNUM: А есть шанс, что эта программа заработает? Вообще переселенцы нужны России?
Наши соотечественники - это наш трудовой резерв. Образованный, трудоспособный, говорящий на русском языке. Объективно переток трудовых ресурсов уже идет. Без программ и без громких деклараций. Наверное, я не открою секрет, если скажу, что в той же Усть-Луге (активно развивающийся порт "Усть-Луга" в Кингисеппском районе Ленинградской области - прим. ИА REGNUM) уже работает более 300 работников из Эстонии, без всяких программ и "целевой поддержки".