Белорусский оппозиционер: "Всё вытравлено, есть только Лукашенко"
Белоруссия, 12 октября, 2012, 10:57 — ИА Регнум. "Не только демократическая политическая система, но даже партийная система в Белоруссии не сложилась - в том числе и потому, что она вытравлена авторитаризмом ", - заявил 11 октября в интервью корреспонденту ИА REGNUM член бюро ЦК белорусской партии объединённых левых "Справедливый мир", главный редактор партийной газеты "Товарищ"
Напомним, 11 октября на заключительном совместном заседании Совета Республики и Палаты представителей Национального собрания (парламента) Белоруссии четвертого созыва
Возняк считает, что "белорусская государственность состоялась в том виде, в котором её представляет Лукашенко". Он отметил: "Действительно: в 1996 году большинство людей поддерживали идею сильной президентской власти. Однако с тех пор прошло много времени. Белорусское общество устало от "сильного президента". "Сильное государство" - это государство, где законы работают, где суды выполняют свои прямые функции, где права человека охраняются, а не ситуация, когда всем управляет один человек. Раз уж Лукашенко стал часто говорить об этом - значит, он сам сомневается".
По мнению оппозиционного политика, показателем сомнений в обществе, недоверия к властям и реализуемой в Белоруссии модели социально-экономического и политического развития служат данные независимых наблюдателей по явке избирателей во время завершившейся недавно парламентской компании. "Была чрезвычайно низкая явка, - отметил Возняк. - Лукашенко знает, какой была явка на самом деле - я думаю, председатель ЦИК
Когда Лукашенко решится на перемены и насколько существенными они будут - Возняк затруднился сказать, отметив: "Есть надежда, что в 2016 году парламентские выборы состоятся при смешанной избирательной системе. Сейчас у Лукашенко голова болит за 2015 год - состоятся президентские выборы. Уже все сбились со счёта, на какой президентский срок Лукашенко пойдёт. В 2020 году - снова выборы и, может быть, политическая система в республике станет более демократичной, роль политических партий повысится".
Возняк прокомментировал не оставшиеся незамеченными заявления Лукашенко о разделении партий и поддержке "патриотических партий". Во время состоявшегося 8 октября совещания с чиновниками в Администрации президента Белоруссии руководитель республики изложил свою версию раскола в некогда единой белорусской компартии: "Уже та часть, которая откололась от КПБ - она уже стала маргинальной. Эта партия, которая была патриотической в целом - эта часть, отколовшаяся, фактически, является авангардом всей нашей "пятой колонны". Ну, может быть, и лучше. Пускай. Они долго к этому шли и наконец-то пришли".
"Лукашенко сказал неправду - в 1996 году всё было как раз наоборот: от ПКБ откололась незначительная часть коммунистов, которые создали КПБ. Искажение истории не делает президенту чести", - заявил Возняк, ранее входивший в руководство ПКБ и возглавлявший Ленинский коммунистический союз молодёжи Белоруссии (ЛКСМБ, известный также как "комсомол").
Возняк напомнил: "ПКБ была образована 7 декабря 1991 года, КПБ - осенью 1996 года. После этого партии существовали параллельно. Уже на основании данного факта можно делать выводы о том, кто от кого откололся".
"Раскол произошел накануне республиканского референдума 24 ноября 1996 года, когда пленум ЦК партии принял решение о переходе в оппозицию. Часть членов партии, решившая и далее поддерживать Лукашенко, вышла из партии и создала КПБ", - уточнил Возняк.
Также во время совещания 8 октября Лукашенко заявил: "Есть и организации, другие, и партии, - мы должны обсудить их и, давайте откровенно говорить: надо их и поддержать. Мы их не будем содержать, допустим, за счет бюджета, но поддержку им надо оказать. Потому что все эти "пятиколонники" - они получают солидные вливания из-за рубежа. Это немалые деньги - по крайней мере, на существование им хватает. А партии, которые нас поддерживают, страну поддерживают, действуют в интересах народа - у них порой даже офиса нет, и здания, и комнаты нет для того, чтобы организовать прием людей. И, в конце концов, мы можем их попросить, чтобы они доводили нам информацию с мест. Это не чуждые нашему народу партии. Поэтому я не боюсь этого и публично говорю о том, что они не должны влачить вот это нищенское существование".
Возняк считает, что данное заявление Лукашенко трудно прокомментировать: "С его стороны это пустые слова. За счёт бюджета партиям могут быть предоставлены офисы, например. Однако у поддерживающих президента структур они и так есть. Все структуры, которые находятся "в кармане" у президента - они арендуют помещения без арендной платы. В исполкомах столичных и региональных полно помещений, занятых именно такими структурами. О какой ещё помощи может идти речь - непонятно".
"Наверное, надо было как-то выразить благодарность КПБ за поведение на парламентских выборах (осенью 2012 года, - прим. ИА REGNUM). Сейчас ликвидируются государственные газеты, объединяются в холдинги, сокращается их штат - т.е. денег нет даже на идеологию. Поэтому будут ли выделены бюджетные деньги на благодарность "патриотическим партиям" - вопрос".
Возняк не стал скрывать факта получения зарубежной помощи структурами белорусской оппозиции: "Конечно, оппозиционные структуры получают помощь - гранты, например. Но размер этой зарубежной помощи несоизмеримо меньше, чем получает Лукашенко - в среднем $6-8 млрд в год. Он и его партии сидят на российских энергетических грантах. Без российской зарубежной помощи давно не было бы "Белой Руси", "БРСМ" и других пропрезидентских структур. Я думаю "пятая колонна" в нашей стране - это так называемые "патриотические партии", о которых шла речь на совещании в Администрации президента".
По словам Возняка, в Белоруссии степень "патриотичности" партии определяется по критерию лояльности к Лукашенко: "Патриотическая партия" должна безоговорочно поддерживать и поддакивать Лукашенко. Любое проявление нелояльности к Лукашенко - и выпадаешь из состава "патриотических партий". "Патриоты" - это любящие Лукашенко, а не любящие - "пятая колонна".
Белорусский оппозиционер признал, что отчасти Лукашенко прав, когда говорит о слабости белорусских политических партий: "В нормальном демократическом обществе партии имеют возможности для деятельности - для пропаганды своих программных установок, например. В Белоруссии с этим совсем плохо".
"В Белоруссии политические партии разве что дустом не травили, - продолжил Возняк. - Ежегодно в Минюст подаётся пофамильный список членов партии - как минимум тысячи человек. Это о чем-то говорит? И, несмотря на это, люди не боятся состоять в оппозиционных партиях".
Лукашенко заявил 11 октября о том, что он принципиально не против голосований по партийным спискам, отметив при этом, что условия для изменения избирательной системы не созрели: политические партии малоизвестны, малоактивны, не имеют должного авторитета. Лукашенко не стал возражать против преобразования формально общественного пропрезидентского номенклатурного объединения РОО "Белая Русь" (аналог
"Общество не знает о политических партиях - это правда, - согласился Возняк с Лукашенко, который заявил об этой проблеме в очередной раз с трибуны Нацсобрания 11 октября. - Но почему не знает? Потому, что в Белоруссии - авторитарная система. У нас многие граждане не знают спикеров палат парламента, губернаторов - всё вытравлено, есть только Лукашенко".
"Введение пропорциональной или смешанной избирательной системы позитивно скажется на политических партиях, в т.ч. на проправительственных", - уверен оппозиционный лидер.
Как сообщало ИА REGNUM, 11 октября, выступая в парламенте, Александр Лукашенко заявил, что белорусская государственность состоялась, в основе процветания и благополучия белорусского народа - сильная президентская власть. В частности, он сказал: "Нынешняя модель белорусской государственности далеко не исчерпала свои возможности. Благодаря ей мы создали первое независимое белорусское государство. На повестке дня следующая колоссальная историческая задача - модернизация страны, прорыв Белоруссии в элитный клуб высокоразвитых стран. Сегодня это кому-то может показаться фантазией, но когда-то мысль о том, что Белоруссия способна существовать как суверенное государство, проводить собственную независимую политику, также казалась несбыточной. Тем не менее, мы добились этого. Добьемся и всего остального. И крепкое государство с сильной президентской властью - это необходимый инструмент в достижении процветания и благополучия нашего народа".
Напомним, за последние годы властям Белоруссии удалось создать пропрезидентские структуры, зарегистрированные как НГО и выполняющие функцию легитимации политической системы. Данные структуры получают бюджетное финансирование и иные формы поддержки - как, например, "Белорусский республиканский союз молодёжи" (БРСМ). В результате инспирированных извне расколов в белорусских НГО оппозиционные партии и общественные организации вынуждены действовать нелегально, регистрироваться в Литве, Чехии и других странах. По итогам последней президентской кампании половина соперников Александра Лукашенко оказалась в тюрьме