Открытие аэропорта Степанакерта - дипломатический просчет Армении?
Президент непризнанной Нагорно-Карабахской Республики
Периодически задержку объясняют иными "техническими проблемами", которые то и дело возникали и которые приходилось решать. Однако главный архитектор Степанакертского аэропорта Тигран Барсегян на встрече с журналистами 1 октября 2012 года отметил, что аэропорт в столице Нагорного Карабаха готов к полетам, причин для их откладывания нет. Более того, Барсегян напомнил, что здание обновленного аэропорта готово уже давно. "Еще весной прошлого года шли разговоры о том, что аэропорт будет открыт, однако затем, выяснилось, что этому последовали решения рельефных проблем посадочной полосы и доставка современной техники, которая должна будет обеспечить безопасность полетов. Каждый месяц сообщалось о тех или иных технических проблемах", - заметил он.
Параллельно этому каждый раз, когда армянская сторона заявляла о готовности к открытию аэропорта, в Баку звучали угрозы. Первым среди всех выделился директор Государственной администрации по гражданской авиации Азербайджана
"Традиция", заложенная Арифом Мамедовым в 2011 году, была поддержана другими должностными лицами, последним из которых на данный момент является вице-спикер парламента Азербайджана
В любом случае, пока армяне обещают открыть аэропорт, а азербайджанцы продолжают грозиться, никакого воздушного сообщения "Степанакерт - внешний мир" нет. Причина, по всей вероятности, кроется в том, что армянская сторона отнюдь не уверена в своих же утверждениях, согласно которым Азербайджан "не посмеет" сбить гражданское судно и что угрозы из Баку - блеф. Полуторогодовая задержка с открытием Степанакертского аэропорта ясно говорит о том, что изначально у этого вопроса было двойное дно. Если вспомнить, первый информационный впрыск в СМИ по этой теме пришелся на весну 2011 года, когда уже была намечена июньская встреча президентов Армении, России и Азербайджана в Казани. На эту встречу возлагали много надежд, и армянская сторона в преддверии "переломного" момента в урегулировании нагорно-карабахского конфликта решила подстраховаться, обзавестись небольшим очередным козырем в переговорном процессе.
Сегодня уже ясно, что армянская дипломатия потерпела в этом вопросе фиаско. Азербайджан вообще не внял намекам армянской стороны и занял по вопросу Степанакертского аэропорта категорическую позицию. Козырь не сработал, встреча в Казани, как известно, с треском провалилась, а шумиха вокруг аэропорта не утихла. В результате власти Армении и НКР оказались в непростой ситуации. С одной стороны, прозвучавшие из уст президента публичные обещания, поддержанные армянскими и карабахскими чиновниками разного калибра, не могут быть забыты по мановению волшебной палочки, с другой - Азербайджан наглядно демонстрирует, что не собирается отступать.
Более того, на поддержку Азербайджану поспешил "старший брат" - Турция. По сообщению азербайджанских СМИ, между Турцией и Азербайджаном существует договоренность, согласно которой при работе аэропорта в Нагорном Карабахе Турция может закрыть для Армении свое воздушное пространство. Ранее МИД Турции решительно осудил открытие аэропорта в Карабахе, назвав этот шаг провокационным, и посчитал, что он наносит вред процессу мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта.
В этой связи армянский военный эксперт
Что скрывается за расплывчатой формулировкой "равносильный ответ" не совсем понятно, но хроника развития "отношений" Армения-Азербайджан за последние 20 с лишним лет показывает, что Баку сходит с рук многое. К примеру, уничтожение кладбища средневековых армянских хачкаров в Джуге и героизация ночного "убийцы с топором"
Таким образом, если Азербайджан все-таки собьет гражданский самолет с 50 пассажирами на борту или вынудит его совершить посадку на своей территории, обеспечив себя крупной "партией" заложников, то придется реагировать. Теоретически существует несколько вариантов. Например, можно сбить самолет в ответ. Этот шаг для Армении будет означать проигрыш в игре "провокация-уклонение" и повлечет за собой немедленную эскалацию нагорно-карабахского конфликта и развал Минского процесса - то, чего добивается Азербайджан. Военный ответ - этот вариант маловероятен по причине того, что армянские Вооруженные силы в основном ориентированы на оборону и уступают по численности азербайджанским. Можно начать обходить двери различных международных структур с жалобами на Баку, но за 20 лет эта методика решения вопросов доказала свою 100%-ую неэффективность, да и для властей Армении такая реакция будет равносильна политическому самоубийству. При любом раскладе основной результат будет один - Армении придется поддаться на провокацию, чего ей многие годы удавалось успешно избегать. Остается последний вариант - продолжать придумывать "технические причины", по которым аэропорт не может быть открыт.
Как известно, аэропорт Степанакерта, построенный в 1974 году, перестал действовать в 1992-м, когда началась полномасштабная война между провозгласившей свою независимость НКР и Азербайджаном. Его реконструкция началась четыре года назад. Было построено новое здание аэровокзала, расширена и удлинена взлетно-посадочная полоса. Когда армянская сторона в 2011 году заявила о намерении возобновить регулярные полеты, Баку выступил с угрозами сбивать любые самолеты, летящие в Степанакерт или взлетающие оттуда. Это вызвало негативную реакцию международного сообщества, а официальный Ереван назвал подобные угрозы "проявлением государственного терроризма". Президент Армении
Эмиль Бабаян