Наталья Эфендиева: Петербургский кинофорум: зачем мне холодильник, если я не курю?
Москва, 21 сентября, 2012, 17:57 — ИА Регнум. Санкт-Петербургский Международный Кинофорум (СПКМФ) сегодня, 21 сентября, начал работу, которая завершится 29 сентября.
Формально нынешний Кинофорум уже третий по счету. Но на деле - это новая история, замысел которой пока не слишком внятен. Слова о том, что "впервые в Северной столице на конкурсной основе так широко будет представлен мировой кинематограф. СПМКФ смело выходит на международную фестивальную арену, рассчитывая со временем встать в один ряд с аналогичными европейскими кинофестивалями", воспринимаются как несколько самоуверенное заявление. Тем более, какие аналогичные европейские фестивали здесь подразумеваются не очень понятно. Если речь идет о попадании в категорию "А", то возможно это лишь в том случае, если данного статуса лишится Московский кинофестиваль. Согласно регламенту Международной федерации продюсерских гильдий (FIAPF) страна может проводить у себя только один фестиваль такого уровня. Но
Такой объем посмотреть невозможно даже при самом жгучем синефильском желании. А если учесть, что часть программ пойдет в районных кинотеатрах, то определенное количество усилий организаторов и отборщиков пропадут всуе.
Глядя на программу основного конкурса можно предположить, что СПМКФ хочет взять на себя функцию смотра, дающего путевку в фестивальную жизнь как режиссерам-дебютантам, так и тем, у кого уже есть определенный киноопыт. Но и здесь не все выходит гладко и красиво. 4 фильма ("Дорога на север", "Внутри", "Крутая Колка", "Вторжение") из 14 - российская и европейская премьеры. Остальным уже раздали напутствия - в Каннах, Берлине, Стамбуле, Иерусалиме и Танжере. Соответственно, если об этих работах и напишут, то только в российской прессе.
Здесь же вылезает еще одна проблема, отражающая ситуацию с фестивалями в целом - недобор качественного кино. Лучшие работы по умолчанию уходят на главные кинофестивали. В таких обстоятельствах наиболее разумным было прошлогоднее решение - делать фестиваль фестивалей. С одной стороны удовлетворялись амбиции властей, а с другой - автоматически исключались возможные упреки во вторичности. Тогда группа московско-петербургских отборщиков и кураторов под водительством кинокритика
Еще один фактор, говорящий не в пользу нового-старого фестиваля - отсутствие европейских и мировых знаменитостей. Тех, кто известен не только узкому кругу ценителей фестивального и артхаусного кино. Можно не любить
Двойственность заявленных притязаний становится заметнее после знакомства с внеконкурсными программами, чей зрительский потенциал очевидно выше. Например, будет показано четыре турецкие кинокартины. Кино Турции у нас почти не прокатыывают, а здесь появляется возможность не только посмотреть работы последних 2-3 лет, но и встретиться с одним из лучших турецких режиссеров - Нури Бильге Джейланом. Должна вызвать интерес и программа "Неизвестный "Ленфильм", куда вошло пять фильмов ("Долгая счастливая жизнь", "Происшествие, которого никто не заметил", "Первороссияне", "Любовь с первого взгляда", "Вторая попытка Виктора Крохина"), выпущенных киностудией, сейчас переживающей трагический период. Показ "Первороссиян"
Очков фестивалю добавило приглашение народного артиста СССР
В целом же пока складывается впечатление, что организаторы пребывали в растерянности, когда придумывали и собирали программы. И так до конца и не определились, для кого же они делают это событие. Понятно это станет, когда начнутся конкурсные кинопоказы. А это произойдет уже совсем скоро.