Эксперт: Прикаспийские государства готовятся к вооруженному конфликту
Усиление военных потенциалов прикаспийских государств на Каспии, которое выражается, прежде всего, в наращивании вооружений и усиление флотов, свидетельствует о том, что эти государства готовятся к вооруженному конфликту. Об этом, в ходе второй конференции "Парадигмы международного сотрудничества на Каспии", прошедшей 12-13 сентября 2012 года в Актау (Казахстан) заявила координатор JEEN Наталья Харитонова, выступая с докладом "Влияние внешних факторов на безопасность в Каспийском регионе". ИА REGNUM публикует текст ее выступления полностью.
Окончание операции ISAF, нарастающие противоречия между странами региона, продолжающаяся милитаризация Каспия и, в особенности, активность внешних игроков в обозримой перспективе могут привести к серьезной дестабилизации Каспийского региона. В целом объективно операция ISAF, если оценивать ситуацию через 10 лет после ее начала, создала реальные предпосылки для переориентации маршрутов транспортировки каспийских углеводородов, также иракских, в обход территорий проблемных стран - Ирана и Сирии - через территорию Турции (меморандум о создании трубопровода "Исламская магистраль" был подписан Ираном, Ираком и Сирией в 2012 году, газ должен быть пойти в Европу через Сирию по дну, т.е. в обход Турции, т.е. это конкурент "Набукко", который ставит позиции Турции под угрозу на глобальном энергетическом маршруте "Восток-Запад"). В этом смысле операции в Афганистане и Ираке, события в Сирии опять же объективно исторически и политически следует рассматривать как звенья одной цепи. Кроме того, заключительная фаза ISAF напрямую затрагивает страны Центральной Азии. Поэтому ситуацию на Каспии нельзя рассматривать в отрыве от ситуации в Центральной Азии, в Афганистане, на Ближнем Востоке.
В самой Центральной Азии ситуация кризисная, влияние внешних факторов здесь обретает решающий, критический характер. Соперничество между США и РФ в регионе обостряется, при этом США явно обыгрывают Россию, у которой нет четкой методики достижения своих интересов в регионе. В результате этой игры ключевая страна региона - Узбекистан - приостановила свое членство в
Среди военных экспертов бытует мнение, что один из аспектов военно-технического сотрудничества США и Узбекистана имеет целью тыловую поддержку этой страной "коридора" на Иран в случае начала конфликта в этом регионе. Будет ли он создаваться через территорию Афганистана или Туркмении, можно будет сказать в случае изменения геополитической обстановки.
В самом Узбекистане ситуация взрывоопасна. Оппозиция
Дело в том, что часть зарубежной узбекской оппозиции - речь идет, прежде всего, о Народном Движении Узбекистана (НДУ), ставящем своей целью быструю смену власти в Узбекистане, - которое выступает в качестве фильтра, оттягивающего на себя ту часть потенциальных участников боевых групп, которые направляются из стран Центральной Азии в Афганистан, а также бывших членов ИДУ, перевербовывая их в ряды национального революционного движения (НДУ, в отличие от ИДУ, ставит своей целью создание светского государства по примеру Турции, и с учетом "советского прошлого" республики и перспективы тюрко-славянского, а не пантюркистского геополитического союза). Инсайдеры сообщают, что таких бывших боевиков, оседающих в ряде государств, в основном, в Турции и отошедших от идеологии ИДУ и пришедших в НДУ - по меньшей мере, несколько сотен человек. Т.е. НДУ выполняет роль фильтра, стоящего на пути потока, по которому пополнение поступает в ряды исламистских радикальных организаций, связанных с международным сетевым терроризмом, и их боевых групп - этот фильтр отбирает у таких групп часть вербовочного контингента в ряды борцов за "демократический ислам" в Узбекистане.
В самом Узбекистане НДУ отнимает электорат и у оппозиционеров классической западной ориентации, и у сторонников ИДУ. В этом контексте представляется не соответствующим современному моменту исключение Россией НДУ из рассмотрения в качестве потенциального игрока, контакт с которым может при определенных условиях усилить позиции России в самом Узбекистане и в Афганистане, ослабить исламистское террористическое подполье в регионе, с которым сейчас активно работают США, создавая возможности для управляемой дестабилизации ситуации в Центральной Азии.
То, что происходит сейчас в Афганистане, также свидетельствует о том, что США рассчитывают оттянуть очаги напряженности к границам Центральной Азии и в сам регион. Сейчас США действуют в рамках достигнутых годом ранее договоренностей с талибами - поэтапная передача провинций так называемым "мирным талибам" с демонстрацией мировой общественности, как успешно реализуется мирное соглашение. Соответственно, под такой вывеской будет стимулироваться перемещение нестабильности, в том числе террористической активности, в первую очередь, к границам Таджикистана и Ирана. Более того, среди экспертов курсирует информация, что США стимулируют группы боевиков из числа местных радикальных исламистских движений в северных провинциях Афганистана к переброске в Таджикистан и Киргизию для оказания давления на руководства этих республик.
События, произошедшие в Хороге и то, что узбекские спецслужбы "оперативно" получили информацию о нынешних возможностях ИДУ, должны предостеречь Ислама Каримова от заигрывания с Москвой и укрепить его проамериканский курс. Ряд экспертов придерживаются мнения, что аналогичная схема будет использоваться и для давления на Казахстан.
В целом, США с получением Узбекистана в свои ряды и выстраиванием механизмов давления на Казахстан и Туркмению все более и более приближаются к цели изолировать на Каспии Иран и Россию.
США призывают к тому, чтобы с окончанием операции ISAF их усилия по стабилизации региона не пропали даром, к тому же США стремятся ограничить влияние здесь других игроков, прежде всего Китая и России. Для этого США оказывают дипломатическое давление на страны Центральной Азии, проводят операции на уровне спецслужб и т.д. Все это ведет к еще большей дестабилизации региона. Важной составляющей являются и ситуация на Северном Кавказе и в Закавказье. Для Азербайджана и Грузии, имеющих территориальные претензии, соответственно, к Армении и непризнанным мировым сообществом республикам - Абхазии и Южной Осетии, чуть ли не единственным препятствием на пути достижениях их целей является Россия. Армения является союзницей России, но находится в изоляции и рано или поздно проамериканское окружение может заставить Армению отказаться от пророссийской ориентации, или вынудить Россию для защиты своих интересов нарушать суверенитет, что опять же чревато для нее негативными последствиями на международной арене. Кроме того, Грузия и Азербайджан умело разыгрывают северокавказскую карту, которая до сих пор является болевой точкой для России, сдерживающей ее активность на других направлениях.
Эксперты полагают, усилия России по закреплению позиций в регионе Каспия и Центральной Азии, которые у нее изначально там имелись, реальных результатов не дали. Россия, безусловно, пока является фактором, влияющим на ситуацию в регионе, но эта роль снижается буквально с каждым днем. В то время как соперники России - Иран, Китай, США, Турция предприняли и продолжают предпринимать конкретные шаги, направленные на закрепление позиций в регионе по целому ряду направлений - экономика, образование, военно-техническое сотрудничество и т.д. При этом роль ШОС остается небольшой, прежде всего из-за противоречий между государствами Центральной Азии, что позволяет Ирану и Турции предпринимать шаги по проникновению в зону российских интересов.
Усиление военных потенциалов прикаспийских государств на Каспии, которое выражается, прежде всего, в наращивании вооружений и усиление флотов, свидетельствует о том, что эти государства готовятся к вооруженному конфликту. Азербайджан, сотрудничающий в рамках ВТС с Израилем и США, тратит большие средства на перевооружение флота, Туркмения делает то же самое, Россия также вводит в эксплуатацию новые суда, построенные специальной для Каспийского флота, хотя здесь ей вроде никто не угрожает - споры по Каспию с соседями - Казахстаном и Азербайджаном давно улажены. Иран, располагающий самым мощным после России флотом, и планирующий увеличить его чуть ли не в два раза, внимательно следит за каждым шагом Азербайджана, ввиду имеющихся между ними противоречий. Работающие на Каспии ТНК в случае реальной или мнимой угрозы могут стать поводом для проведения военных операций со стороны третьих стран. Таким образом, прогнозы на ближайшую перспективу неблагоприятные, существует угроза дестабилизации с потенциалом перехода в вооруженный конфликт.
Локализовать такой конфликт будет очень сложно, в том числе потому, что это предполагает внешнее вмешательство, чего крупные игроки в регионе с амбициями арбитра только и ждут с тем, чтобы реализовать свои интересы в Каспийском регионе.