К 2015 году Каспий может стать одним из самых нестабильных регионов мира. На это есть все объективные и субъективные причины. Об этом в ходе второй конференции "Парадигмы международного сотрудничества на Каспии", которая прошла 12-13 сентября 2012 года в казахстанском городе Актау, заявил эксперт центра военно-стратегических исследований министерства обороны Казахстана Рафик Таиров, выступивший с докладом о вызовах и угрозах военной безопасности. ИА REGNUM, на правах официального партнера конференции, публикует доклад специалиста полностью.

В настоящее время все чаще и чаще звучат мнения о том, что войны будущего будут вестись за энергетические ресурсы. "Арабская весна", народные революции в Северной Африке и на Ближнем Востоке, не спадающая напряженность в Кавказском регионе, нарастание борьбы за богатства шельфа Северного Ледовитого океана все чаще рассматриваются аналитиками и военными экспертами как предпосылки возникновения будущих энергетических войн.

К примеру, по данным исследований: 95% доступных источников нефти в мире будут исчерпаны в ближайшие 56 лет, оставшиеся 5% иссякнут через 88 лет. Поэтому вполне очевидно, что стремление отдельных сильных государств иметь доступ к жизненно важным ресурсам будет только увеличивать число конфликтных зон.

Каспий не является исключением. Это регион, где уже сегодня присутствуют политические, военно-стратегические и экономические интересы многих стран мира, причем не только прикаспийских государств (Россия, Иран, Азербайджан, Казахстан и Туркменистан), но и наиболее влиятельных мировых держав. Регион становится зоной повышенного внимания одновременно Севера и Юга, Востока и Запада, имеющих свои геополитические интересы. За этими географическими названиями стоят такие страны или группы стран: с Севера - страны Евросоюза, с Юга - Индия и Пакистан, страны Ближнего и Среднего Востока, с Востока - КНР и Япония, с Запада - США и Канада.

Здесь можно выделить следующие группы интересов в данном регионе:

во-первых, прикаспийские страны (Казахстан, Туркменистан, Азербайджан, Россия, Иран), пытаются решить внутренние проблемы за счет поставок энергосырья на мировой рынок;

во-вторых, страны зон транзита (Россия, Иран, Китай, Турция, Грузия, Армения, Украина, Румыния, Болгария и другие), стремятся извлечь дивиденды из транспортировки энергосырья по их территории;

в-третьих, субрегиональные лидеры (Россия, Иран, Китай, Турция) - намерены максимально укрепить стратегические позиции в регионе;

в-четвертых, крупные мировые игроки (США, ЕС, Россия, Китай) рассматривают Каспий как элемент геополитической борьбы за контроль над стратегически важными регионами мира.

При этом взаимозависимость и взаимовлияние различных государств настолько велики, что проведение одним государством своей политики без учета интересов других государств и мирового сообщества приводит к пересечению границы национальной безопасности и становится сферой противостояния национальных интересов, а основным способом разрешения выступает вооруженное насилие.

За последние годы наметилась устойчивая тенденция милитаризации каспийского региона. Здесь наблюдается ажиотаж вокруг энергетических ресурсов Каспийского моря, это дало толчок для формирования военно-политического узла противоречий в регионе, создающего одну из опасных конфликтных зон в современной мировой политике, которая уже получила "кодовое" международное название "Южная дуга нестабильности".

Поэтому интерес политиков, ученых, аналитиков экспертов очевиден. Только за последние пять лет прошло более 50 международных мероприятий и межправительственных встреч по выработке механизма "Каспий - море мира".

Каким мы хотим видеть Каспийский регион в будущем? Какие у нас будут отношения с нашими соседями, близкими и дальними?

И для того чтобы ответить на эти важные и непростые вопросы в своем выступлении я сделаю акцент на следующих ключевых моментах:

во-первых, военно-политическая ситуация в прикаспийском регионе;

во-вторых, состояние сил и средств вооруженной борьбы в акватории Каспийского моря;

в-третьих, пути решения противоречий среди прикаспийских государств.

***

Военно-политическая ситуация в Каспийском регионе в последние годы характеризуется высокой динамичностью и обусловлена активизацией конкурентной борьбы между прибрежными государствами, а также внерегиональными силами за контроль над углеводородными ресурсами Каспия и маршрутами их транспортировки на мировые рынки.

К вызовам и угрозам региональной безопасности в Каспийском регионе относятся:

1) противоречия между прикаспийскими государствами относительно правового статуса Каспия:

- не решена проблема разграничения водного и воздушного пространства, над которым необходимо установить режим национального суверенитета. Важность решения этой проблемы связана не только с использованием биоресурсов Каспия, но и с охраной нефтегазовых месторождений, а также с прокладкой трубопроводов по дну моря, находящихся в ведении стран, по территориям которых они проходят;

- не решена проблема разграничения морского дна.

На сегодняшний день соглашение о разграничении морского дна подписано тремя государствами - Россией, Казахстаном и Азербайджаном (разделено 64 % акватории моря). В соответствии с этими соглашениями Казахстан получил контроль над 27 % дна, Россия контролирует 19 %, а Азербайджан - 18 %. Ирану предлагается 14 % шельфа, однако он претендует на 20 % и настаивает на переносе границы на 80 км севернее от линии, по которой прежде проходила морская граница СССР. Эта позиция Тегерана получила поддержку со стороны Туркмении.

2) наличие в регионе неурегулированных конфликтов и зон террористической активности:

- диверсионно-террористическая активность зарубежных исламских экстремистских организаций и движений в странах Кавказа и Центральной Азии;

- азербайджано-армянский конфликт из-за Нагорного Карабаха;

3) разногласия, противоречия и противостояние между странами региона:

- Азербайджан-Армения;

- Турция-Армения;

- Азербайджан-Иран (месторождения Араз-Алов-Шарг);

- Туркменистан - Азербайджан (месторождения Осман (Чираг), Хазар (Азери) и Алтын Асыр (Шарг);

- Грузия-Россия;

4) активные мероприятия США и ведущих западных стран, а также исламских государств по расширению своего политического, экономического и военного влияния в зоне Каспия и на подступах к этому региону:

- перспектива размещения военных объектов "третьей силы" в отдельных прикаспийских государствах.

Отдельно хотелось бы выделить продолжающееся противостояние между Ираном и США.

Все эти противоречия создают почву для возникновения конфликтных ситуаций между этими странами и для вмешательства в дела каспийского региона как соседних стран (Турция, Китай), так и внерегиональных государств, в первую очередь, США и стран Евросоюза.

Следует отметить, исходя из военно-политической ситуации в регионе, государствами выработаны доктринальные документы, которые определили военно-политическую, политико-стратегическую и политико-экономическую основу военной безопасности стран, определили в случае необходимости методы и формы реализации военной стратегии.

Сравнительный анализ военных доктрин прикаспийских государств свидетельствует о наличии следующей картины:

Страны (вид стратегической направленности)Военно-полит. противникиВоенно-полит. союзы, блокиВзгляды государств на размещение зарубежных баз
Азербайджан (8.06.10) (оборон-наступ)Арменияне состоитне допускает размещения на территории страны зарубежных военных баз. (оставляет за собой право допустить временное иностранное военное присутствие, если того потребуют национальные интересы)
Казахстан (11.10.12) (оборон)ни одно государство не является потенциальным противникомОДКБ (КСОР) ШОСНе определено по доктрине. Имеется решение совета ОДКБ Военные базы третьих стран на территории государств ОДКБ размещаются лишь с согласия всех участников
Россия (5.02.10) (оборон)НАТООДКБ, ШОСНе определено по доктрине. Имеется решение совета ОДКБ Военные базы третьих стран на территории государств ОДКБ размещаются лишь с согласия всех участников
Туркменистан (23 01.09) (оборон)не относится ни к одному государству как к своему противникупринцип нейтралитетане будет размещать на своей территории военные базы иностранных государств
Иран оборон-наступИзраиль, США и ЕС  

Исходя из доктринальных установок и военно-политической ситуации в прикаспийском регионе, определяющую роль в продвижении национальных интересов прикаспийских государств в международных отношениях на Каспии играет военный фактор, включающий военно-морской потенциал.

В настоящее время картина на Каспии становится все тревожнее, а сама каспийская проблема медленно превращается во все более взрывоопасную и непредсказуемую ситуацию. Прикаспийские государства начали активно вооружаться, что является первым признаком растущего недоверия друг к другу. Как показывает анализ открытых данных о бюджетах стран прикаспийских государств, военные расходы, начиная с середины 2000-х годов, стабильно растут. К примеру, в 2011 году по сравнению с 2010 годом общие военные расходы на национальную оборону в прикаспийских государствах выросли на 23% и составляют около $82 млрд.

№ п/пСтрана2010 г. млн. долл.% от ВВП в 20102011 г. млн. долл.% от ВВП в 2011
1.Россия562133,9669804
2.Азербайджан15853,9531006,2
3.Казахстан1066112971
4.Туркменистан2611,53361,5
5.Иран75003,3100003,4
6.Итого666252,51817133

Между тем, некоторые обобщенные данные о военных расходах республик прикаспийского региона заставляют задуматься.

Абсолютный рост военных расходов в прикаспийских государствах опережает рост ВВП этих стран. В среднем по прикаспийским государствам валовой внутренний продукт увеличился в 2010 г. на 4,5%. Прирост военных расходов опережает этот показатель почти в 6 раз.

Сравнительный анализ военных расходов в структуре валового внутреннего продукта внерегиональных государств в 2010-2011 годах (в млрд. долл.) которые имеют прямой или косвенный интерес в Каспийской акватории, свидетельствует об их снижении на 15% (с 1175 до 998,3).

№ п/пСтрана2010 г. млрд. долл.% от ВВП в 20102011 г. млрд. долл.% от ВВП в 2011
1.США6984,76004,7
2.Китай1192,181,42,1
3.Саудовская аравия45,210,445,210,4
4.Франция59,32,3452,3
5.Германия45,21,345,21,3
6.Индия41,31,841,31,8
7.Япония54,5144,31
8.Турция11,35,311,35,3
9.Великобритания59,62,742,82,4
10.Южная Корея27,63,628,13,8
11.Израиль14913,77,3
 Итого1175 998,3 

Вместе с тем, сравнение оборонных расходов развитых стран США, Саудовской Аравии, Турции, Израиле и Южной Кореи за последние десять лет свидетельствует о том, их оборонный бюджет превышает более 3% от ВВП.

Таким образом, следует отметить, что рост военных бюджетов прикаспийских государств, региональных и отдельных внерегиональных государств, свидетельствует о том, что они взяли курс на переоснащение своих армий новыми видами вооружения и военной техники. Это требует значительных затрат и говорит о возможной подготовке к военным действиям.

***

Если рассматривать военно-морской потенциал в разрезе каждого государства, то просматривается следующая картина.

СтраныБоевые корабли и катера (из них ракетных)Численность личного состава (чел.)Береговые войскаМорская пехотаАвиацияРезерв ВМС
Россияоколо 60 (6)до 20000Ракетный дивизион с ПКР "Уран"бригадаВертолетная эскадрилья + ВВС, включая дальнюю и фронтовую авиацию17-я отдельная морская пограничная бригада
Казахстаноколо 28до 3000бригада береговой обороныбатальон2 эскадрильи самолетов СВО+АБ "Актау"корабли и катера пограничной службы
Ираноколо 55 (более 3, одна-две мини субмарины)до 3000Корпус ВМС МО - 3 бригады - 2600 чел.ВМС КСИР - 1 бригада - 5000 человекМорская авиация: боевые и патрульные самолеты и вертолетыЧасти корпуса стражей революции
Азербайджаноколо 46, есть сверхмалые ПЛ "Тритон-1М" и "Тритон-2"до 3500Батальон морской пехоты (численность - 2000), разведывательно-диверсионный центр специального назначенияВВС Азербайджана, три базы на берегу Каспия. Фронтовые бомбардировщики Су-24, истребители Миг-29, Миг-25, Миг-21, штурмовики Су-25, вертолетыБереговая охрана в составе бригады патрульных кораблей
Туркменияоколо 31 (2)до 2000от батальона до бригады морской пехотыНа вооружении ВВС находится до 250 вертолетов и самолетовНет. Охрану морской границы под оперативным руководством пограничной службы осуществляют ВМС

Здесь следует отметить, что боевые корабли прикаспийских государств, за исключением России и Ирана, в большинстве своем представляют старые образцы советской постройки, а также далеко не самые современные суда приобретенной у США, Турции и Кореи.

Анализ проведенных военных учений на Каспии все больше свидетельствует о том, что вопрос из области дипломатии все больше переходит в область военную. Этот факт подтверждает рост числа военных учений, в которых задействованы каспийские государства. Так с 2003 по 2012 годы было проведено 11 военных учений различного уровня.

Сравнительный анализ военных учений прикаспийскими государствами в Каспийской акватории показывает следующую динамику:

№ п/пНаименование страны2003200920112012Итого
1.Россия11114
2.Казахстан111 3
3.Азербайджан1--12
4.Туркмения---11
5.Иран   1 (планируется - октябрь)1
 Итого322411

К примеру, с наступлением сентября текущего года несколько прикаспийских стран активизировали военную деятельность в регионе. Так, 17 сентября на полигоне "Аданак" в Дагестане пройдут учения "Кавказ-2012". В ходе учений будут отрабатываться совместные действия подразделений мобильного берегового ракетного комплекса "Бал" Каспийской флотилии ВМФ и артиллерийских батарей морской пехоты РФ. Одновременно на восточной стороне Каспия впервые в истории своих военно-морских сил (ВМС) Туркмения проводит учения "Хазар-2012". К масштабным военным маневрам, в том числе и на юге Каспия, готовится Иран. В постоянной военной активности находятся военно-морские силы Азербайджана и Казахстана.

При этом проводимые военные учения на Каспии имеют замысел, тесно связанный с особенностями военно-политической ситуации в регионе. И в случае ее обострения в той или иной степени предполагают конкретные боевые действия.

В целом военно-морской потенциал на Каспийском море характеризуется превосходством России в силах и средствах над корабельными группировками всех остальных прикаспийских стран.

К примеру, ракетный сторожевик "Дагестан" и флагманский корабль "Татарстан", которые имеют на вооружении ударные морские комплексы, торпедные аппараты, реактивную систему бомбометания, зенитно-ракетное, артиллерийское вооружение и два боевых вертолета, способны уничтожить любой существующий на данный момент, флот на Каспии.

В настоящее время с целью усиления боевых возможностей береговых подразделений моряков и пограничников РФ, разработана специальная программа, в рамках которой создан новый образец мобильной артиллерийской установки "Берег". Ожидаемое в ближайшей перспективе развертывание береговых ракетных комплексов "Бастион" на побережье Каспийского моря уже само по себе резко меняет расклад сил и средств в регионе, даже не учитывая планы корабельного и авиационного усиления Российской флотилии.

Вторым по мощности военно-морского потенциала является Иран. По существующим оценкам военных экспертов, Иран способен за короткое время в 1,5 раза увеличить группировку своих кораблей на Каспии путем переброски катеров из Персидского залива (включая входящие в состав ВМС КСИР десантные катера на воздушной подушке английского типа "Веллингтон").

Военно-морские силы Азербайджана обладают третьим по мощности военно-морским потенциалом. При необходимости Азербайджан может пополнить корабельный состав за счет мобилизации части судов торгового, рыболовного и нефтепромыслового флота, имеющихся в достаточном количестве у республики. Кроме того, Азербайджан может пополнить свой военно-морской потенциал за счет союзнических отношений с США, Турцией и Израилем, с учетом их заинтересованности в сохранении своего влияния на данное государство.

В настоящее время боеспособность туркменского флота остается самой слабой на Каспии по сравнению с военно-морским потенциалом других прикаспийских государств.

Стоит упомянуть и о наличии у прикаспийских государств, за исключением Туркменистана, собственных производственных баз и профессиональных кадров для постройки малых сторожевых кораблей и вспомогательных судов, а также их ремонта.

К примеру, в Азербайджане основу этой базы составляет мощный комплекс из четырех судоремонтных заводов бывшего ПО "Каспсудоремонт", а также военный судоремонтный завод (бывший СРЗ №23 ВМФ СССР) в Баку.

В Казахстане основу этой базы составляют два судоремонтных завода: "Зенит" и "Гидроприбор".

Кроме того, от советского военно-промышленного комплекса Казахстану достались крупные предприятия, специализирующиеся на выпуске минно-торпедного вооружения и средств противоминной обороны. Номенклатура производимого минно-торпедного вооружения и производственные мощности данных предприятий превышают потребности национальных ВМС, и выходят далеко за пределы таких потребностей.

****

Таким образом, к 2015 г. Каспий может стать одним из самых нестабильных регионов мира. На это есть все объективные и субъективные причины:

во-первых, расширение военного присутствия в прикаспийском регионе США некоторых стран и НАТО побудит Россию и Иран несмотря на их идеологические различия и особую позицию по вопросу урегулирования статуса Каспийского моря, скоординировать свои действия по противостоянию попыткам "третьей силы" закрепиться на Каспии;

во-вторых, усиление оборонной мощи Азербайджана увеличивает вероятность крупномасштабных конфликтов на Каспии и в Нагорном Карабахе.

Таким образом, отсутствие действенных систем международной и региональной безопасности делает военно-политическую ситуацию в регионе нестабильной.

Поэтому на сегодняшний день обсуждается достаточно много возможных сценариев развития ситуации в прикаспийском регионе.

Я перечислил негативные факторы и угрозы, чтобы обозначить проблемы, с которыми придется столкнуться прикаспийским государствам. В какой-то мере предложения оптимальных путей решения проблем зависит и от экспертного сообщества.

Поэтому хотел бы остановиться на следующих путях решения данной проблемы:

во-первых, в целях минимизации влияния третьих сил на политику прикаспийского региона необходимо активизировать интеграционные процессы между государствами для самостоятельного поиска решения имеющихся проблем;

во-вторых, для преодоления противоречий между прикаспийскими государствами необходимо создавать механизмы сотрудничества в рамках региональных и международных организаций (например, ШОС), что будет способствовать обеспечению безопасности в прикаспийском регионе;

в-третьих, решить вопрос правового статуса Каспийского моря и относительно принадлежности нефтяных месторождений путем поиска компромиссов со стороны прикаспийских государств;

в-четвертых, урегулировать конфликт в Нагорном Карабахе путем многосторонних переговоров с привлечением представителей авторитетных международных организаций (например, Шанхайской организации сотрудничества). Такой площадкой для переговоров мог бы стать Казахстан, имеющий соответствующий имидж в мировом сообществе и имеющий опыт построения многонационального толерантного общества;

в-пятых, осознавая непримиримость позиции политического руководства США и Ирана, приемлемым будет рассмотреть вопрос сотрудничества между этими государствами на уровне бизнес-элит, что в свою очередь, сдержит конфронтацию.