Эксперты о дороге Абхазия-Северный Кавказ: вы увидите, что такое "весь Дагестан"
В абхазском обществе назвали "стопроцентной сенсацией" заявление президента Абхазии
Как пишет журналист Виталий Шария в статье на сайте "Эхо Кавказа", абхазские эксперты исключали, что у этого проекта в Абхазии могут быть противники, поскольку о нем "не менее двух десятилетий в абхазских СМИ заходила речь исключительно как о заветной мечте абхазского народа и братских народов Северного Кавказа, у которой нет и не может быть противников". Поэтому, отмечает Шария, критика данного проекта со стороны президента Александра Анкваба "произвела в абхазском обществе эффект разорвавшейся бомбы".
"Причем, когда многие послевоенные годы верхняя часть Кодорского ущелья вместе с Клухорским перевалом находились вне юрисдикции властей Республики Абхазия, в абхазском обществе обсуждалась даже возможность гораздо более трудоемкого и затратного варианта - прокладки дороги через расположенный примерно на сорок километров западнее Марухский перевал. В последние же годы, после признания Россией Абхазии, в абхазской прессе не раз перепечатывались публикации из российских СМИ с обсуждением будущего проекта, которое происходило на самом высоком уровне в Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии...", - объясняет журналист Виталий Шария.
Сразу же после пресс-конференции, в эфире "Эхо Кавказа" прозвучало мнение абхазского эксперта, редактора газеты "Чегемская правда"
Абхазский журналист Виталий Шария считает, что было совершенно предсказуемо, что на Северном Кавказе воспримут точку зрения президента Абхазии негативно, что же касается абхазского общества, то тут мнения, в частности, в блогосфере разделились. Шария пишет, что как сторонники, так и противники дороги часто сходятся в том, что президент Абхазии, отвечая на этот вопрос, явно не договаривал, и экология тут далеко не самое главное.
Известный абхазский блогер Ахра Смыр целиком и полностью за транспортный выход Абхазии на Северный Кавказ напрямую, но он видит и риски. Он считает "что сочинская транспортная артерия - она пока одна, она весьма закупорена, и цены за транзит там будут расти. Транскавказская дорога нам нужна, чтоб дотянуть грузопоток с Северного Кавказа до Очамчыры, например. Было бы замечательно, кто ж спорит? Но дальше начинаются риски. Их уже сейчас все называют. С точки зрения безопасности, в том числе не только экономической, но и просто элементарной человеческой безопасности, - это черная дыра. Черная дыра, которая коллапсирует, вбирает в себя все новые и новые регионы, все новых и новых людей. Кто-то начинает стрелять, кто-то воровать, кто-то заниматься непонятно чем. И с точки зрения коррупционности - это один из самых худших регионов Российской Федерации. Точно знаю, что если эта дорога будет открыта, завтра весь Дагестан будет здесь. Что такое "весь Дагестан"? Откройте в интернете новости по запросу "Дагестан" - и вы увидите... Я не говорю о черкесском мире, нет. Черкесский мир сегодня - один из самых бедных регионов Северного Кавказа. Наиболее дотируемые, наиболее как бы экономически состоявшиеся - в кавказском понятии, то есть не в понятии развития экономики, а в понятии распила бабла - это Дагестан и вайнахские республики. Следовательно, их представители, их финансовые интересы, их коммерческие интересы будут превалировать здесь, если завтра эта дорога откроется. Завтра их бандиты будут тут находиться, то есть они будут очень сильно с нашим криминальным миром конкурировать. И нам надо ожидать большого потока салафитов всех мастей. Мы сегодня готовы с этим справиться? Я сильно в этом сомневаюсь".
А вот директор мини-типографии "Вся печать" в Сухуме София Харчилава всецело за скорейшее строительство дороги. По ее мнению, политика самоизоляции будет неизбежно тормозить развитие Абхазии, а проникновению по ней нежелательных элементов есть противодействие: "У нас целая служба создана миграционная, и там много подготовленных людей работает. Жизнь - это движение, стоять на одном месте нельзя. Мы должны развиваться, мир на много шагов впереди нас".
Представителя русского населения Абхазии - писатель из Гагры Константин Гердов и сухумский фотограф
По мнению независимого журналиста Ибрагима Чкадуа, "такой проект нарушит демографический баланс в стране, так как масштабы строительства будут очень большими - и соответственно количество обслуживающих его потребности гастарбайтеров". "Кроме этого, еще есть военно-политический аспект, экономический и т.д. Если дорога будет строиться по такой же схеме, по какой нам "ремонтировали" железную дорогу, и к строительству будет привязан кредит, который в свою очередь будет привязан к конкретному подрядчику, то мы не будем иметь к ней никакого отношения. И коммерческая выгода от ее эксплуатации для меня туманна: пока никто не озвучил никаких цифр, ни тех, что потратят на строительство, ни сроки погашения этих затрат. Меня возможность такой ситуации как минимум настораживает. Мне кажется, что реальной потребности в этой дороги у Абхазии сегодня нет, скорее всего, кто-то хочет после сочинской Олимпиады задействовать существующую строительную махину, они и придумали этот новый "распилочный" проект. И еще. Сегодня движение по Кодорскому ущелью затруднено из-за плохого состояния дороги, для нас это означает, что внезапно напасть со стороны Грузии моторизированными частями военных будет невозможно. Если же там будет построена хорошая дорога с оживленным движением, то по ней нас можно массировано атаковать, не стоит забывать, что на эту дорогу выходит грунтовая дорога из Сванетии. Мы могли бы позволить себе такой "геополитический сквозняк", если бы численность абхазов была хотя бы миллион. Существуют несколько логистических схем, по которым к нам можно попасть морем, воздухом, автомобилем и по железной дороге, они более актуальны, не так затратны по времени и по финансам. Другое дело, что воздух и море полузакрыты. Это тема для очень серьезного обсуждения. У меня, во всяком случае, больше аргументов против такого проекта, чем за. У нас полно способов куда меньшими усилиями и рисками зарабатывать деньги".
А вот пенсионер Николай Авидзба считает, что это дорога рано или поздно будет построена. "Сейчас мы напуганы северокавказским терроризмом, салафизмом, но ведь понятно, что если дорога будет построена (по сути мы рассуждаем сейчас о шкуре неубитого медведя), то это произойдет очень нескоро, а за это время многое может поменяться. Конечно, издержки есть всегда. Например, возникнет проблема серьезной охраны этой трассы от разбойных нападений, ибо она проляжет в значительной своей части по безлюдной местности", - считает он.