В европейском политическом календаре нынешней осени есть несколько важных политических дат. Одной из них и стал день 12 сентября 2012 года. В 10 часов утра Конституционный суд Германии в Карлсруэ вынес положительный вердикт в отношении соответствия германской конституции договора ЕС по бюджетному контролю, т. н. "европакта", и договора о создании специального фонда для спасения евро - Европейского стабилизационного механизма (European Stability Mechanism - ESM). Мало кто сомневался в том, что германский Конституционный суд примет именно такое решение, но, тем не менее, демократические процедуры необходимо было соблюсти. Конституционный суд Германии в очередной раз подтвердил, что он никогда не подвергал сомнению соответствие курса на европейскую интеграцию конституции этой страны. Финансовые рынки мира в тот день положительно ответили на импульс из Карлсруэ. Биржевой европейский индекс сразу же поднялся на 1,1%, вернувшись к самой высокой после марта 2012 года точке, а курс евро по отношению к доллару составил $1.2885, что является самым высоким показателем с мая месяца текущего года. Стоимость рисков для облигаций Италии и Испании 12 сентября снизилась.

По получению известия из Карлсруэ, германский канцлер Ангела Меркель выступила в Бундестаге с речью. "Это хороший день для Германии и хороший день для Европы", - заявила она и продолжила: "Вновь Германия посылает сильный сигнал Европе и всему миру. Германия решительно относится к своей ответственности в Европе, как самая большая экономика и значимый партнер".

12 сентября вообще стал днем смотра проевропейских сил в Европе. Депутаты Европарламента в Страсбурге встретили известие из Германии о решении конституционного суда аплодисментами. Избиратели в Голландии в этот день проголосовали за партии, отстаивающие проевропейские интересы. Показательно, что в тот же день, когда Конституционный суд в Карлсруэ вынес свой вердикт по ESM и европакту, Еврокомиссия обнародовала в Брюсселе предложения по созданию единого для всего ЕС органа банковского надзора. Этот т. н. "банковский регулятор" станет одним из ключевых элементов будущего финансового союза в Европе.

Европейский стабилизационный механизм должен заменить собой действующие в еврозоне ЕС программы Европейского фонда финансовой стабильности (European Financial Stability Facility - EFSF) и Европейского финансового стабилизационного механизма (European Financial Stabilisation Mechanism - EFSM). EFSM до сих пор действует и имеет в своем распоряжении €200 млрд. Нынешний договор об ESM был согласован на встрече министров финансов стран еврозоны 23 января 2012 года. Самое существенное в нем то, что по решениям фонда устанавливалась процедура голосования большинством, что исключает возможность блокирования работы ESM малыми странами. На получение помощи из ESM могут претендовать только страны еврозоны, участвующие в европакте - договоре о контроле над бюджетной политикой.

Уставной капитал фонда ESM составляет €700 млрд. Каждый из участников еврозоны имеет в нем долю, пропорциональную ВВП своей страны.

Германия - 27,146% (€190,024), Франция - 20,386% (€142,701), Италия - 17,914% (€125,395), Испания - 11, 904% (€83,325), Нидерланды - 5,717% (€40,019), Бельгия - 3.477% (€24,339), Греция - 2,817% (€19,716), Австрия - 2.783% (€19,483), Португалия - 2,509% (€17,564), Финляндия - 1,797% (€12,581), Ирландия - 1,592% (€11,145), Словакия - 0,824% (€5,768), Словения - 0,428% (€2,993), Люксембург - 0,250% (€1,752),Кипр - 0,196% (€1,373), Эстония - 0,186%(€1,302), Мальта - 0,073% (€0,511). Из общей суммы в €700 млрд., 80 млрд. - это прямые взносы 17 стран-учредителей ESM. Из этой суммы €23 млрд. приходится на Германию. Остальные €620 млрд. - это гарантии и поручительства стран еврозоны. В настоящее время в СМИ утверждается, что действительный потенциал финансовой помощи ESM составляет €500 млрд.

Договор о ESM (второй) был подписан 2 февраля 2012 года. По соглашению ESM вступает в случае ратификации его странами-участниками, имеющими 90% от совокупного его капитала. В этом отношении понятно, что без ратификации Германией, имеющей 27,146%, ESM не мог начать работу. Германские Бундестаг и Бундесрaт ратифицировали соглашение по ESM 29 июня 2012 года. Чтобы ратификация в Германии состоялась, оставалось только поставить под документом подпись президента Германии. Но тут процесс застопорился. Около 37 тысяч граждан Германии, несколько депутатов германского парламента и парламентская группа "Левых" (экс-коммунисты) Бундестага подали коллективные иски в Конституционный суд Германии в Карлсруэ на предмет соответствия договора ESM и европакта конституции страны. Евроскептики задавались вопросом - не подрывают ли эти соглашения бюджетный суверенитет Германии. Суть претензий заявителей сводилась к тому, что создаваемый в еврозоне фонд помощи кризисным странам еврозоны ESM грозит Германии "необратимыми финансовыми рисками". После этого президент Германии Гаук заявил, что он подпишет ратифицированные парламентом договоры только в случае вынесения конституционным судом положительного вердикта. Это был крупнейший судебный иск в истории Федеративной Республики Германия.

Федеральный конституционный суд Германии 10 июля 2012 года приступил к рассмотрению исков, которые подали противники ESM и европакта - антикризисных мер, одобренных на саммитах Евросоюза. Суд обязан был рассмотреть иск в течение трех недель. Однако конституционные судьи под предлогом летних каникул вынесли вердикт только в сентябре. Тем самым фактором времени было нейтрализовано общественное недовольство в Германии. Формально миру и стране была продемонстрирована "демократическая дискуссия" в деле обсуждения проблемы углубления европейской интеграции. Что касается Италии и Испании, то они были обречены на напряженное ожидание. Затянувшейся паузой немцы уже в который раз подчеркнули значение Германии в ЕС.

Таким образом, Германия взяла паузу на период летних каникул в деле создания механизмов спасения еврозоны. После положительного решения конституционного суда 12 сентября 2012 года и подписания документа президентом Германии, ESM может начать свою работу. Глава т. н. Еврогруппы Жан-Клод Юнкер, узнав о решении Конституционного суда Германии, заявил, что он планирует созвать уже 8 октября 2012 года первое заседание совета ESM в Люксембурге. Европакт о бюджетной дисциплине вступает в силу 1 января 2013 года. Главными объектами финансовой помощи нового фонда спасения еврозоны должны стать Испания и Италия.

В июле 2012 года было объявлено, что рекапитализация испанского банковского сектора требует около €100 млрд. 6 сентября 2012 года директор ЕЦБ Марио Драги объявил об условиях скупки этим учреждением государственных облигаций кризисных стран еврозоны. На этой неделе эксперты британского Capital Economics подсчитали, исходя из опыта 2010 года с греческими облигациями, что в перспективе ЕЦБ может приобрести испанские облигации на сумму в €110 млрд. и итальянские - €290 млрд. Эксперты полагают, что имеющихся в распоряжении ESM и ЕЦБ финансовых ресурсов хватит, чтобы Италия и Испания продержались до середины 2014 года. Таким образом, после старта ESM и решения о скупке облигаций ЕЦБ угроза распада еврозоны в краткосрочной перспективе пока блокируется. Как оказалось, на новом этапе финансового кризиса бороться с возникающими рисками краха еврозоны через падение Италии и Испании станет возможно лишь при одновременном использовании фонда ESM и возможностей ЕЦБ по скупке облигаций.

Сейчас Германия избрала стратегию спасения еврозоны, исходя из того, что крах евро обойдется немецким банкам, страховым компаниям, промышленным фирмам и рядовым гражданам, в целом, примерно в три триллиона евро. Новая система борьбы с финансовым кризисом посредством ESM и ЕЦБ является отказом от принципа - каждая страна сама расплачивается по своим долгам, установленного при введении единой европейской валюты.

В правящих и финансовых кругах Евросоюза и Германии уже обсуждалась возможность предоставления ESM банковской лицензии с целью повышения общего объема фонда. ESM призван действовать в тесной связи с т. н. "европактом" (иначе фискальном или бюджетном пактом) - договором, определяющим требования к бюджетам стран-членов ЕС и инструменты контроля, призванные на длительную перспективу утвердить в Евросоюзе строгую финансовую дисциплину. Создание фискального союза в Европе еще не означает создание союзного государства. В нем решения по-прежнему принимаются между правительствами. Но европейские государственные деятели задумываются уже о едином европейском министерстве финансов. Не трудно заметить, что в ходе нынешнего кризиса в ЕС стал оформляться пока еще неформальный "Высший Совет Европы" из лидеров ведущих стран, который и начал определять направления действий.

Принятию решения Конституционным судом не смогло помешать предъявленное ему накануне требование депутата бундестага от ХСС Петера Гаувайлера отложить вынесение постановления по ESM до тех пор, пока Европейский центробанк не отменит принятого им 6 сентября 2012 года решения об условиях покупки облигаций кризисных стран еврозоны в неограниченном объеме. По мнению депутата Гаувайлера, ЕЦБ тем самым решительным образом изменил правовую ситуацию вокруг создания ESM и создал непредсказуемые риски для федерального бюджета. Суд отклонил ходатайство депутата, требовавшего отложить принятие постановления.

Проблемы ESM и европакта раскололи германское общество по вопросу отношения к евро и финансовой помощи кризисным странам еврозоны. Однако линия раздела не затронула еще, как в других странах, политические партии. Из последовательных евроскептиков на политической сцене Германии присутствует только одна партия - "Левые". Во всех остальных политических партиях имеются, как сторонники оказания финансовой помощи партнерам по Евросоюзу, так и противники. Германский евроскептицизм, таким образом, имеет "национальные особенности" в этой стране. Поэтому среди истцов в Конституционный суд представлен весь политический спектр Германии - от "Левых" до представителя консервативного баварского Христианского социального союза (ХСС).

При этом конституционные судьи определили важнейшие условия, ограничивающие участие Германии в ESM. Они назвали предел финансовых обязательств страны - сумму уставного капитала в €190 млрд. Превышение этого объема допустимо лишь с согласия представителей Германии в фонде и при условии одобрения Бундестагом. Конституционный суд обязал представителя Германии в руководстве ESM подробно информировать о деятельности фонда германский парламент.

Эпизод с решением Конституционного суда Германии по ESM продемонстрировал, что канцлеру Меркель придется и дальше считаться с возможностью утверждения принципиальных решений по Евросоюзу не только в Бундестаге, но и в Конституционном суде. Согласование интересов требует от главы германского правительства значительных усилий на различных уровнях и даже в рядах своей собственной партии.