Массовые акции в Барселоне: финансовый кризис в Испании открывает "дорогу к свободе" Каталонии
Начавшийся новый этап финансового кризиса в Испании, порожденный несостоятельностью испанского банковского сектора (май 2012 года), сразу же перешел на региональный уровень (июль 2012 года). К настоящему времени 4 из 17 испанских регионов заявили о своей финансовой несостоятельности.
Пока верхушка
11 сентября каталонцы традиционно отмечают праздник - Национальный день Каталонии (Diada Nacional de Catalunya). В этот день в 1714 году испанский король Филипп V после 13-ти месячной осады взял Барселону, после чего автономия Каталонии на ближайшие 200 лет была ликвидирована. По утверждению местной полиции, 11 сентября 2012 года на улицы Барселоны к 6-ти часам вечера вышло полтора миллиона человек. По-видимому, подобная оценка является завышенной. Региональное правительство Каталонии говорит о 600 тысячах участников. Как бы там ни было, но сотни тысяч демонстрантов в столице Каталонии в тот день под флагами движения за независимость - это реальность. В демонстрациях в Барселоне приняли участие не только жители центра региона, но и многие тысячи каталонцев, приехавших в Барселону из провинциальных городов Каталонии и сельской местности. Кроме независимости, демонстранты требовали еще изменения налогового законодательства Испании с тем, чтобы регион сам мог собирать налоги и тратить средства, не оглядываясь на Мадрид. Таким образом, спектр политических притязаний каталонцев сейчас варьируется от требования еще большей степени автономии от Мадрида до полной независимости. В первом случае речь идет, фактически, о финансово-бюджетной независимости от Центра самого крупного региона Испании - Каталонии. Сейчас региональные власти Каталонии и местные граждане считают, что при существующей налоговой системе Каталония обречена субсидировать через перераспределение бюджетных средств Центром другие регионы Испании. После того, как в конце июля 2012 года стало известно о предстоящем банкротстве региона, власти Каталонии запросили у федерального правительства финансовую помощь в размере €5 млрд., но при этом в местных СМИ утверждалось, что Каталония только просит Мадрид вернуть ей то, что она сама отдала другим.
Напомним, что в настоящее время Испания состоит из 17 автономных регионов, самым крупным из которых и является Каталония. Сам каталонский сепаратизм имеет под собой историческую почву. Испания, как централизованное государство, начала складываться в конце ХV века. В ней на протяжении столетий только три исторических региона пользовались широкими правами автономий - это Страна Басков, Наварра и Каталония. Последняя утратила право самостоятельно решать вопросы, касающиеся внутреннего законодательства и управления, лишь в начале ХVIII века. Нынешний каталонский вопрос усугубляет конфликтная история Испании ХХ века. В 1931 году Каталония уже провозглашала неудачно свою независимость. Она обрела автономию в 1936 году при правительстве Народного фронта, одним из оплотов которого она и стала в последовавшей гражданской войне с националистами. После победы в ней генерал
После смерти Франко в 1975 году, в Испании конституцией 1978 года вместе с демократией было установлено федеральное устройство с разделением страны на 17 автономных регионов. В 1979 году Каталония получила желанный автономный статус, за которым последовало официальное признание каталанского языка. Осенью 2005 года парламент Каталонии одобрил новый статут региона. Затем он был направлен на рассмотрение и утверждение в обе палаты испанского парламента - Генеральные кортесы и сенат. После одобрения в этих инстанциях весной 2006 года, текст статута был вынесен для утверждения на референдум, который прошел в Каталонии 18 июня 2006 года. На референдуме 2006 года каталонцы высказались за большую независимость от Мадрида. В таких областях, как языковая, законодательная, юридическая, налоговая, внешние связи и т. д., статут предлагает модель, свойственную скорее независимому государству, а не поликультурному автономному сообществу, интегрированному в испанское государство. Региональный парламент по новому статуту получил дополнительные права в деле местного налогообложения и судопроизводства. Спустя несколько лет Каталония потребовала и де-факто своей независимости. В Барселоне в июле 2010 года прошла массовая манифестация сторонников сепаратизма. По проекту новой конституции Каталонии, поддержанной манифестантами, каталонцы объявлялись нацией, отдельной от испанской. Их язык становился в Каталонии даже не равноправным с испанским, а "предпочтительным" языком. Сейчас конституционный суд Испании, признав все это незаконным, вызвал массовые сепаратистские выступления в Барселоне.
В демократической послефранкистской Испании права автономных регионов с годами только расширялись. На нынешний момент каждый из 17 испанских регионов имеет собственный административный аппарат, напоминающий своей величиной государственный. Если в 1975 году в Испании в момент смерти Франко было 700 тыс. государственных служащих, то к 2012 году их число достигло почти 4 миллионов. Это самое большое количество чиновников по отношению к численности населения страны в Евросоюзе. Регионы имеют свою полицию и даже собственные дипломатические миссии за рубежом. В частности, Каталония имеет 44 представительства подобного рода. В компетенции регионов находятся вопросы распоряжения транспортом, включая железные дороги. Они занимаются на местах организацией здравоохранения, образования и содержанием учреждений, занимающихся в этой сфере. Однако налоги по-прежнему, как и во времена Франко, собирает в Испании Центр, который потом перераспределяет через бюджет средства по регионам. На финансирование регионов приходится около 40% общественных расходов Испании. В условиях нынешнего финансового кризиса на уровне регионов определилось, что они больше не могут рефинансировать себя из займов. В условиях дефицита средств регионам приходится содержать социальную структуру Испании. И именно регионам необходимо взвалить сейчас на себя всю тяжесть проводимой Центром неблагодарной политики экономии. Экономический кризис в Испании привел к сокращению налоговых сборов, и, как следствие этого, Центр был вынужден сокращать финансирование регионов. Это вызвало естественное недовольство на местах. Оно сопровождается угрозами в адрес правительства, усилением регионального национализма и даже сепаратизма, что наглядно и проявило себя 11 сентября 2012 года в Барселоне. Закон о бюджетной дисциплине автономий, принятый при правительстве Рахоя в начале 2012 года, сейчас игнорируется в тех регионах, где у власти стоят оппозиционные партии.
В июле 2012 года стало известно, что регионы Испании нуждаются до конца этого года в сумме в €26,4 млрд., чтобы избежать банкротства и расплатиться по текущим долгам и платежам. Помимо Каталонии, о своей финансовой несостоятельности в июле 2012 года заявили еще Валенсия, Мурсия и Андалузия. При этом самым задолжавшим испанским регионом, как выясняется, является именно Каталония. Региональный долг Каталонии на сегодняшний момент составляет €42 млрд. На его обслуживание в этом году у Каталонии уйдет примерно €13 млрд. Сейчас регион нуждается для своего рефинансирования в сумме €7,2 млрд.
Недовольство каталонцев вызывает бюджетное перераспределение Мадридом финансовых средств. Так, например, в 2009 году Каталония дала федеральному правительству 19,49% бюджетных поступлений, а получила от Мадрида всего 14,3% от общей суммы бюджетных расходов. Надежды каталонских сепаратистов на "лучшую жизнь" подогревает простая арифметика. Всего в Каталонии живет 7,2 миллиона человек, что составляет 16% населения Испании. При этом область обеспечивает 19% национального ВВП всей страны. Вот эта разница в три процента и вселяет в местных сепаратистов надежду, что без Мадрида Каталония в условиях кризиса может сама решить свои проблемы и жить лучше. ВВП Каталонии примерно равен по размеру ВВП Португалии. Отметим, что новый испанский премьер Рахой поставил недавно излишне жесткие бюджетные рамки правительству Каталонии. В текущем году оно должно снизить бюджетный дефицит с 3,7% до 1,5%. Можно подумать, что Мадрид решает перед лицом Брюсселя общую проблему снижения бюджетного дефицита Испании за счет самой крупной своей провинции.
Социальным базисом для растущего каталонского сепаратизма стали лавочники и другие мелкие предприниматели, особо страдающие от экономического кризиса, а также молодежь, страдающая от массовой безработицы. В условиях каждодневной борьбы за выживание именно им независимость Каталонии стала представляться панацеей от всех бед. Помимо этого, и общественное мнение в Каталонии постепенно склоняется к сецессии от Испании. Если в 2010 году Каталонский центр исследования общественного мнения фиксировал в своих опросах только 25,2% населения провинции, выступавших за независимость, то, согласно опубликованным на этой неделе данным, означенный уровень составил уже 51,1%.
Организатором демонстрации в Барселоне выступила местная сепаратистская лига - Национальная ассамблея Каталонии. Член секретариата этой организации Соледат Балагуер заявил по поводу происшедшего в Барселоне: "У нас нет другого выбора, так как наша воля была полностью проигнорирована. Каталония должна стать независимым государством". Премьер-министр Каталонии Артур Мас не принимал участия в уличных акциях 11 сентября, но вечером во вторник он выступил с заявлением о своей поддержке уличных митингов. А накануне он предупредил, что "никогда еще Каталонии не была так близка к исполнению национальных чаяний". Во вторник 11 сентября в день демонстраций премьер-министр Испании Рахой призвал каталонцев сосредоточиться лучше на решении проблем экономического кризиса. "Сегодня вызовом для Каталонии, других регионов и Испании в целом является создание рабочих мест", - сказал он. Но насущной внутриполитической задачей Испании в складывающихся условиях является скорее проведение региональной реформы. Мадриду предстоит или перевести регионы на самофинансирование с созданием собственной региональной налоговой системы, либо взять под строгий контроль всю финансовую деятельность регионов. Первый путь в условиях кризиса еще более усиливает регионализм и сепаратизм в регионах. Второй будет означать частичное свертывание автономного статуса регионов, что также породит недовольство в них.
В настоящее время аппарат чиновников в Испании составляет около 4 млн. человек, политиков в стране на разных уровнях - 450 тыс. человек. Политика экономии настоятельно требует сокращения этого излишнего количества. По-видимому, речь должна идти о "сокращении" 2 млн. чиновников и 300 тыс. политиков. Но в конкретной плоскости вопрос стоит, где их нужно сокращать в большой степени - в Центре или в регионах. Поэтому дополнительным стимулом для развития регионализма и сепаратизма в Испании является вопрос сохранения в нынешнем виде региональной элиты и ее клиентелы. Для того, чтобы навести элементарный порядок в регионах, правительство Испании должно быть сильным, а оно после Франко становилось с каждым годом все слабее и слабее. Поэтому не будет неожиданным, если региональные элиты согласятся на сокращение чиновничьего аппарата не у себя, а за счет ликвидации Центра. Правда, в практическом плане это будет означать распад страны. Существующий дисбаланс между Центром и регионами в Испании достиг такого уровня, что, кажется, только сильная личность в духе генерала Франко может сейчас спасти страну. Нынешнее правительство не только не способно на легитимное насилие, но не может действовать оперативно, отвечая на возникающие новые вызовы.
11 сентября 2012 года премьер-министр Испании Мариано Рахой "уговаривал" Каталонию, утверждая, что предоставление ей независимости не решит экономических проблем ни региона, ни Испании. На 20 сентября 2012 года назначена встреча Рахоя с премьер-министром Каталонии Артуром Масом. 11 сентября Мас заранее предупредил Центр: " Если мы не сможем достичь соглашения по финансам, дорога к свободе Каталонии будет открыта".